Мощи преподобной Евфросинии Полоцкой.

Преподобная Евфросиния Полоцкая почила о Господе в 1173 году на Святой Земле, в Иерусалиме, куда совершила паломничество незадолго до своей кончины. Ее честное тело было погребено близ Иерусалима в монастыре преподобного Феодосия Великого, при паперти церкви Превятой Богородицы[1]. В 1187 году, когда Иерусалим захватили войска египетского султана Салах-ад-Дина, нетленные мощи преподобной Евфросинии иноками русского иерусалимского монастыря в честь Пресвятой Богородицы были перенесены в Киев, о чем пишет исследователь А. Тыртов: «…монахи русского иерусалимского монастыря, которые, как и все прочие иерусалимские христиане, получили право за небольшой выкуп оставить Иерусалим и удалиться со своим имуществом на родину, покидая навсегда Иерусалим… не пожелали оставить в руках мусульман драгоценные для них останки русской великой княжны… Евфросинии Полоцкой… и в числе своего имущества вынесли и тело преподобной Евфросинии, а затем, перевезя его в Киев, положили в пещере преподобного Феодосия»[2].

Более семи столетий (723 года) мощи преподобной Евфросинии почивали в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, в нише храма Благовещения Пресвятой Богородицы. В царствование Государя Императора Николая I начинается история ходатайств о перенесении мощей преподобной в Полоцк. Впервые внимание Св. Синода на необходимость рассмотрения этого вопроса обратил в 1832 году епископ Могилевский и Витебский Гавриил (Городков), в состав епархии которого входил тогда Полоцк. Спустя восемь лет Полоцкий архиепископ Василий (Лужинский) направил в Св. Синод официальное ходатайство о перенесении мощей преподобной в созданную ею обитель. Ту же просьбу он повторил в 1844 году в конфиденциальном письме к обер-прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову. Однако по причине отрицательного отзыва Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова) ходатайство архиепископа Василия не было признано заслуживающим удовлетворения.

В царствование Императора Александра II также неоднократно возбуждались ходатайства о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк: в 1858 году – от лица православных жителей Полоцка; в 1865 году этот вопрос был вынесен на рассмотрение Высшего правительства генерал-губернатором Северо-Западного края М. Н. Муравьевым; в 1867 году очередное ходатайство в Св. Синод направил епископ Полоцкий Савва (Тихомиров), заручившийся поддержкой Московского митрополита Филарета (Дроздова). Однако переговоры о перенесении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк не имели успеха по причине неблагосклонного отношения к ходатайствам полочан киевских митрополитов, которые мотивировали свой отказ такими причинами, как гражданская незначительность и неблагоприятное географическое положение Полоцка, малочисленность в городе православного населения. Киевские архиереи указывали также на особые «обстоятельства действия Промысла Божия» относительно хранения мощей преподобной Евфросинии в Киево-Печерской Лавре – «богоизбранной сокровищнице русской святыни»[3].

В декабре 1870 года «в благословение и духовное ограждение Полоцкой обители», по соизволению Киевского митрополита Арсения (Москвина), от мощей преподобной Евфросинии была отделена частица (средний перст правой руки) и принесена из Киева в Витебск. По желанию и просьбе жителей Витебска, с разрешения Св. Синода, святыня оставалась в городе до весны 1871 года. В это время по благословению епископа Саввы был составлен церемониал перенесения частицы мощей преподобной Евфросинии из Витебска в Полоцк, печатные экземпляры которого получило все духовенство Полоцко-Витебской епархии. 23 мая (5 июня по н. ст.) 1871 года ковчег со святыней был доставлен в Спасо-Евфросиниевский монастырь и установлен в древней Преображенской церкви[4].

В 1872 году Преосвященный Савва возобновил ходатайство о перенесении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк и представил в Св. Синод подробный доклад, в котором была обоснована своевременность этого прошения. Однако и на этот раз по причине отрицательного отзыва митрополита Арсения последовал отказ. В 1893 году епископ Полоцкий Антонин (Державин), заручившись поддержкой всей епархии, направил новое ходатайство, но и оно было отклонено. Тогда же последовало определение Св. Синода впредь не возбуждать этот вопрос. Тем не менее, полочане не теряли надежду на возвращение дорогой для них святыни. Спустя пятнадцать лет, в 1908 году, на Всероссийском миссионерском съезде, проходившем в Киеве, была принята резолюция возобновить ходатайство о перенесении из Киево-Печерского монастыря в Полоцк мощей преподобной Евфросинии. В соответствии с этим постановлением Киевского съезда духовенство Полоцкой епархии, члены Полоцкого братства в честь святителя Николая и преподобной Евфросинии и Витебского Свято-Владимирского братства, тысячи мирян во главе с епископом Полоцким и Витебским Серафимом (Мещеряковым) в апреле 1909 года вновь обратились с прошением в Св. Синод. Это усердное прошение, выраженное от лица Полоцко-Витебской епархии уже в седьмой раз, наконец, было признано заслуживающим удовлетворения. 3 июля 1909 года Государь Император Николай II подписал резолюцию следующего содержания: «Сочувствую удовлетворению ходатайства о перенесении Святых мощей преп. Евфросинии в Полотск. Предлагаю Св. Синоду обсудить подробности перенесения в ближайшую зимнюю сессию и затем снова доложить Мне»[5].

Указом Св. Синода от 28 ноября 1909 года епископу Полоцкому и Витебскому Серафиму было поручено на месте разработать весь церемониал перенесения святыни из Киева в Полоцк. На основании представленного проекта Св. Синод составил подробный чин перенесения мощей преподобной, который был удостоен Высочайшего утверждения 29 января 1910 года.

Свято-Евфросиниевские Торжества стали одним из ярчайших событий в церковной жизни России предреволюционной эпохи. Они начались в Киеве 19 апреля (2 мая по н. ст.) 1910 года. В этот день мощи угодницы Божией были помещены в новый кипарисовый гроб[6] и изнесены из Дальних пещер Киево-Печерской Лавры в Великую церковь. В нише Благовещенского храма Дальних пещер «для утешения братии Киево-Печерской Лавры» была оставлена прежняя рака с частицей мощей святой[7]. В Великой церкви мощи преподобной находились почти двое суток. В течение всего этого времени, днем и ночью, киевляне и паломники, в огромном множестве, прикладывались к святыне. Праздничные богослужения в Великой лаврской церкви возглавлял Киевский митрополит Флавиан (Городецкий), которому сослужили архиереи Киевской епархии, Полоцкий епископ Серафим (Мещеряков), киевское и полоцкое духовенство.

22 апреля по окончании Божественной Литургии торжественным крестным ходом мощи преподобной Евфросинии были перенесены на казенную пристань и помещены на пароходе «Головачев», на котором согласно Высочайше утвержденному церемониалу они следовали по Днепру до Орши 737 км. Берег Днепра повсюду, где находились даже самые малые деревушки, был усеян богомольцами. Люди стояли в ожидании святыни в течение многих часов, даже ночью, с зажженными свечами в руках. При приближении парохода все становились на колени и пели величание преподобной. Некоторые богомольцы черпали горстями и пили воду из Днепра, как освященную прохождением по ней великой угодницы Божией. По пути следования от Киева до Орши «Головачев» совершал остановки только в крупных населенных пунктах: Любече, Речице, Жлобине, Рогачеве, Быхове, Могилеве.

От Орши до Полоцка 201 км верующие благоговейно несли святыню на руках окружным путем по всем уездам губернии, чтобы мощам преподобной могло поклониться как можно больше людей. Святыню на всем пути ее шествия от Киева до Полоцка сопровождали благочинный монастырей Полоцкой епархии архимандрит Пантелеимон (Рожновский), игумения Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обители Илариона (Черных) с двенадцатью монахинями, начальница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского училища игумения Нина (Боянус), священник Полоцкого монастыря протоиерей Николай Черепнин, представитель Киевского Свято-Владимирского братства протоиерей Михаил Митроцкий, а также специально командированные представители гражданской власти.

20 мая 1910 года крестный ход с мощами святой прибыл в Полоцк, который «никогда не видел в стенах своих такого стечения народа, пришедшего не только из Витебской и соседних губерний, но и из Твери, с берегов Волги и других более отдаленных мест»[8]. В Полоцких Торжествах 1910 года принимали участие митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), епископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский), Великий Князь Константин Константинович Романов с сыновьями Олегом и Игорем, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, королева Эллинов Ольга Константиновна, обер-прокурор Св. Синода С. М. Лукьянов и другие.

22 мая (4 июня по н. ст.) торжественная процессия с мощами преподобной Евфросинии прибыла в Спасскую обитель, и святыня была внесена Августейшими Особами и высшим духовенством в монастырский собор Воздвижения Креста Господня и поставлена на помосте. 23 мая (5 июня по н. ст.) после Божественной Литургии во время пения молебна под торжественный звон колоколов мощи преподобной Евфросинии крестным ходом были обнесены вокруг Кресто-Воздвиженского и Спасского храмов обители и помещены в древней Спасской церкви в специально сооруженной для них серебряной раке, изготовленной на доброхотные пожертвования верующих.

На всем пути следования мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк по молитвам угодницы Божией совершались многочисленные чудеса исцелений. Некоторые из них были опубликованы в периодических и других изданиях начала прошлого века. В 1913 году в Витебской губернской типографии вышла в свет брошюра «Чудесныя знамения от св. мощей Преподоб. Евфросинии, княжны Полоцкой», составленная священником Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Николаем Черепниным. В эту книгу были включены, в числе других, рассказы о чудесной помощи преподобной из монастырской летописи.

В 1911 году в Синодальной типографии Санкт-Петербурга вышла в свет «Служба на пренесение честных мощей преподобныя матере нашея Евфросинии, игумении Полотския, от града Киева во град Полотск», текст которой по благословению епископа Полоцкого и Витебского Серафима (Мещерякова) был составлен витебским священником Димитрием Александровым и епархиальным миссионером Феодором Борнуковым[9].

Вскоре после Свято-Евфросиниевских Торжеств епископ Серафим обратился в Св. Синод с прошением совершать ежегодное перенесение мощей преподобной Евфросинии из древней Спасской церкви в Кресто-Воздвиженский собор. Эта традиция с разрешения Св. Синода была введена уже в 1913 году и существовала вплоть до закрытия Полоцкой обители в 1924 (1925?) году[10]. Перенесение мощей преподобной всегда являлось духовным торжеством для Спасского монастыря. Ежегодно накануне дня памяти святой – 22 мая (4 июня по н. ст.) – мощи угодницы Божией переносились в Кресто-Воздвиженский собор, где находились до осени. В первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери святыню возвращали в древнюю церковь.

Частица мощей преподобной Евфросинии (средний перст правой руки), находившаяся с 1871 года в Спасском храме, в 1911 году, по просьбе настоятеля Витебского кафедрального собора протоиерея Алексия Матюшенского, с соизволения Св. Синода, была перенесена в Витебск. По предложению владыки Серафима был разработан особый церемониал и определен маршрут для торжественного шествия, которое и состоялось в мае-июне 1911 года. Маршрут следования святыни проходил через различные населенные пункты Полоцкой епархии: Россоны, Язно, Невель, Рудню, Городок. 11 июня ковчег с частицей мощей преподобной Евфросинии с подобающими почестями был перенесен «на постоянное пребывание» в Витебский Свято-Николаевский собор.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году, в связи с приближением к Полоцку линии фронта последовало распоряжение Св. Синода эвакуировать мощи преподобной Евфросинии в Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь. Эвакуация производилась в срочном порядке. Вместе с мощами преподобной в Ростов Великий отправились сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря во главе с настоятельницей игуменией Еленой (Волковой). До Витебска святыню сопровождал Преосвященный Елевферий (Богоявленский), епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. 8 сентября вечером святые мощи специальным поездом прибыли в Витебск. С вокзала в кафедральный собор их несли священнослужители крестным ходом при участии множества богомольцев. В Свято-Николаевском соборе гробница с мощами находилась двое суток, перед ней непрерывно совершались молебны при огромном стечении народа. На вокзал для следования в Ростов святыня была изнесена также крестным ходом в сопровождении множества верующих[11].

По прибытии в Ростовский Авраамиев монастырь, где нашли приют и полоцкие сестры, мощи преподобной Евфросинии были помещены в Богоявленском монастырском соборе близ мощей преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца. Из архивных документов известно, что уже в 1916 году предполагалось возвратить мощи преподобной из Ростова в Полоцк. Однако осуществить это намерение не удалось по причине событий, связанных с революцией, Гражданской войной и последующими репрессиями, массовыми арестами верующих. В июле 1917 года Указом Св. Синода Преосвященный Кирион (Садзегелли) согласно прошению был уволен от управления Полоцкой епархией. Полномочия правящего архиерея временно «впредь до замещения Полоцкой архиерейской кафедры» были переданы епископу Двинскому Пантелеимону (Рожновскому)[12]. Однако уже в июне 1918 года Съезд духовенства и мирян Полоцкой епархии, проходивший в Витебске, избрал на Полоцкую кафедру Преосвященного Иннокентия (Ястребова), являвшегося в то время постоянно присутствующим членом Св. Синода и настоятелем Московского Донского монастыря[13]. Прежде чем отправиться на место нового служения, епископ Иннокентий по благословению Святейшего Патриарха Тихона посетил Ростов Великий, откуда и привез с собою в Витебск ковчег с частицей мощей преподобной Евфросинии. На обратном пути из Ростова святыня в течение нескольких дней находилась в Московском Донском монастыре. 14 июля 1918 года по прибытии епископа Иннокентия в Витебск ковчег с частицей мощей преподобной был помещен в кафедральном Свято-Николаевском соборе.

В феврале 1919 года Народный комиссариат юстиции РСФСР издал постановление об организованном вскрытии мощей по всей стране. Уже в апреле 1920 года по распоряжению властей, «на общих основаниях», подверглись вскрытию святые мощи преподобной Евфросинии Полоцкой, а также мощи преподобного Авраамия и других Ростовских чудотворцев: «26 апреля[14] 1920 г. были вскрыты мощи св. Евфросинии, Кн. Полоцкой, находящейся в Авраамиевском м<онасты>ре, умершей в двенадцатом столетии… Мощи покоятся в новом монашеском облачении (схима, штофный красный саван)»[15]. Местная пресса оценивала эту богоборческую акцию как «крупную победу» и «удар по старой религии». Однако современник тех событий С. А. Соколов писал: «Вскрытие мощей произвело совершенно обратное впечатление на население, чем предполагалось советской властью. Мощи оставались открытыми целую неделю, и всю эту неделю люди ходили на их поклонение. По окончании поклонения мощи были убраны обратно в раки и снова закрыты покрывалами. Поговаривали было о зарытии их в землю или о передаче в музей Церковных Древностей, да так и отстали»[16].

Перевезти мощи преподобной в Полоцк игумении Елене и сестрам удалось, предположительно, лишь в 1921 году. Вскоре, во время проведения советской властью кампании по изъятию церковных ценностей, из Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обители была реквизирована драгоценная серебряная рака, изготовленная для святых мощей в 1910 году, а также Крест преподобной Евфросинии, множество святых икон, драгоценные ризы, оклады, евхаристические сосуды. 13 мая 1922 года по постановлению Народного комиссариата юстиции РСФСР во второй раз, теперь уже в Полоцке, совершилось кощунственное вскрытие мощей преподобной[17]. В течение недели они оставались открытыми в Спасо-Преображенском монастырском храме, а утром 21 мая пассажирским поездом святыню отправили в Витебск. В ясеневом гробу мощи преподобной были привезены в Витебский губернский историко-археологический музей, где через несколько дней, уже в третий раз, совершилось их вскрытие[18]. В музее с целью антирелигиозной пропаганды святые мощи в открытом виде были кощунственно выставлены рядом с католическими, униатскими и еврейскими предметами религиозного культа, коллекциями нумизматики, вееров, столовой посуды и другими подобными экспонатами. Через несколько лет, в 1924 году, обновленческий епископ Витебский Гавриил (Свидерский) предпринял попытку вернуть святые мощи преподобной из Витебского музея в распоряжение Витебского епархиального управления. Однако представители властей не сочли нужным исполнить эту просьбу[19].

В том же году Витебский губернский историко-археологический музей, преобразованный в отделение Белорусского государственного музея, был перенесен в здание бывшей Городской думы[20]. Мощи преподобной Евфросинии находились в этом здании до 1940 года, затем некоторое время – в антирелигиозном музее, устроенном в помещении бывшего костела святого Антония[21]. В августе 1941 года мощи преподобной были перенесены верующими в Витебскую Свято-Покровскую церковь.

Во время немецкой оккупации, в годы Великой Отечественной войны, когда началось возрождение Спасо-Евфросиниевского монастыря, монашествующим удалось добиться разрешения немецкого командования на возвращение нетленных мощей угодницы Божией в основанную ею обитель. 23 октября 1943 года поезд со святыми мощами прибыл в Полоцк. На железнодорожном вокзале святыню встречало все местное духовенство, сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря во главе с игуменией Ананией и духовником обители архимандритом Модестом (Павловым), множество верующих. Торжественным крестным ходом гробница с мощами была доставлена в Софийский собор и установлена посреди храма. 24 октября по окончании Божественной Литургии при огромном стечении народа святыня была принесена в Спасский монастырь и помещена на своем историческом месте – в древней церкви Спаса.

В июне 1960 года Полоцкий городской совет депутатов трудящихся обращался с ходатайством в вышестоящие органы об изъятии из Спасо-Евфросиниевской обители мощей преподобной Евфросинии и перенесении их в Полоцкий историко-краеведческий музей. Вместе с тем, Полоцкий горсовет постановил «просить исполком Витебского областного совета депутатов трудящихся войти в ходатайство перед Советом Министров БССР по делам Русской Православной Церкви… о закрытии Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря»[22]. В скором времени власти распорядились о закрытии Полоцкой обители[23], однако святотатственному намерению перенести святые мощи в музей Господь не допустил осуществиться. Мощи преподобной Евфросинии и после того, как Спасская обитель официально перестала существовать, оставались в древней монастырской церкви Спаса, переданной на попечение приходской общины и долгие годы являвшейся единственной действующей в Полоцке и его окрестностях. Все это время святые мощи почивали близ алтаря, в деревянной гробнице. И лишь один раз в году, в день памяти преподобной Евфросинии, по окончании богослужения, при закрытых дверях, гробницу открывали и верующие могли приложиться к святыне. В конце 80-х годов для мощей преподобной была изготовлена новая резная дубовая рака с сенью[24].

6 июля 1989 года последовало решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Спустя девять лет, в апреле 1998 года, впервые во вновь открывшейся обители совершилось переоблачение и освидетельствование мощей преподобной Евфросинии, для чего была назначена комиссия, в состав которой вошли епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий[25], игумен Агапит (Юрков), насельник Одесского Свято-Успенского монастыря, имеющий квалификацию врача высшей категории, настоятельница Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Анфиса и несколько монахинь. В результате медицинского освидетельствования святых мощей был составлен акт, подписанный игуменом Агапитом. Заключение этого акта гласит: «Факт сохранения освященных останков преподобной игуменьи Евфросинии в их нынешнем… виде без всяких средств консервации на протяжении многих веков, при неоднократном перенесении с места на место и пребывании в самых разных климатических условиях, свидетельствует о том, что святые мощи находятся в хорошо сохранившемся состоянии нетления, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства»[26].

В 2003 году по благословению священноначалия Белорусской Православной Церкви брестский художник-ювелир Н. П. Кузьмич приступил к работе над изготовлением новой серебряной раки для мощей преподобной. Рака создавалась по образцу утраченной (в Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря было найдено несколько сохранившихся фотографий раки 1910 года, сделанных в начале прошлого века фотографом Н. П. Мироновым). Средства на изготовление раки для святых мощей жертвовали все епархии Белорусского Экзархата, белорусские предприниматели. 120 кг серебра было выделено из Государственного фонда драгоценных металлов.

В 2006 году в порядке подготовительных мероприятий к приближавшемуся торжеству, связанному с окончанием работ по созданию новой серебряной раки, было совершено полное переоблачение и освидетельствование мощей преподобной княжны и игумении Полоцкой. На святые мощи были надеты новые монашеские одеяния, а также возложены серебряные параманд с крестом, переданные наместником Московского Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Мощи преподобной Евфросинии переложили на особое деревянное основание, специально изготовленное в Киево-Печерской Лавре и присланное настоятелем Киевского Свято-Введенского монастыря архимандритом Дамианом (Давыдовым). Затем святыню снова поместили в прежнем деревянном гробу в резную дубовую раку.

Серебряная рака, изготовленная Н. П. Кузьмичом, была доставлена в Спасскую обитель 29 мая 2007 года. По благословению архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия 3 июня того же года мощи преподобной Евфросинии были еще раз переоблачены, а затем помещены в новый кипарисовый гроб. На следующий день, 4 июня, за несколько часов до начала праздничного всенощного бдения в монастырском соборе по традиции была отслужена малая вечерня с акафистом преподобной, завершившаяся торжественным крестным ходом. Во время пения 13-го кондака акафиста кипарисовый гроб с нетленными мощами святой поместили в новую серебряную раку. 5 июня 2007 года в присутствии Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, многочисленного духовенства и паломников, прибывших на торжества, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил освящение раки для мощей святой Евфросинии.

В августе 2009 года в Кресто-Воздвиженском соборе над ракой с мощами преподобной была установлена сень, сделанная по образцу сени 1910 года. Средства на изготовление сени – щедрые пожертвования от усердия многих благоговейных почитателей святой княжны и игумении Полоцкой. Так, к юбилейным Свято-Евфросиниевским торжествам 2010 года были завершены многолетние труды по воссозданию утраченных в годы советской власти святынь Спасской обители.

[1] Место погребения прп. Евфросинии Полоцкой в обители прп. Феодосия Великого почитается православными паломниками и в настоящее время. В 1955 г. в Лавре прп. Феодосия на месте захоронений преподобных отцов и жен был выстроен храм. Место погребения прп. Евфросинии отмечено в этом храме памятной дощечкой с надписью на греческом языке: «Гробница святой Евфросинии».

[2] Тыртов, А. Некоторые пояснения к описанию жития преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. Витебск, 1893. С.17.

[3] См.: Титов, Ф. И., прот. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая. (Историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк) // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1. С. 517–519.

[4] В 1877 г. для частицы мощей преподобной Евфросинии на средства действительного статского советника Матюнина был изготовлен новый серебряный ковчег.

[5] Довгялло, Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 2–4.

[6] Речь идет о новом кипарисовом гробе, изготовленном братией Киево-Печерской Лавры для перенесения мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк.

[7] В настоящее время на этом месте почивают мощи сщмч. Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского. Рака и икона с частицей мощей прп. Евфросинии (изображение, написанное ок. 1910 г. лаврским иконописцем Сониным) находятся сейчас в одном из коридоров Дальних пещер. Над ракой – также икона св. Евфросинии (40-е гг. XIX в.) и надпись следующего содержания: «На сем месте 737 лет [723 года– прим. наше] почивали св. мощи преподобной Евфросинии… 20 апреля 1910 г. сии св. мощи по неоднократным, усиленным просьбам полочан… перенесены в благословенный град Полоцк в Спасо-Евфросиниев монастырь… здесь, где покоились мощи, поставлена сия св. икона преподобной с частицею св. мощей ея».

[8] Шавельский, Г., прот. На торжестве перенесения мощей преп. Евфросинии в гор. Полоцке // Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 33. С. 738.

[9] В 2007 г. Святой Синод Белорусской Православной Церкви постановил 6 июня совершать ежегодное празднование в честь перенесения мощей прп. Евфросинии. Тогда же была введена в церковное употребление служба на перенесение мощей, составленная в 1911 г.

[10] Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь был закрыт по распоряжению советской власти в 1924 г. (по другим источникам – в 1925 г.). Все здания, принадлежавшие обители, тогда же были переданы военному ведомству и другим государственным структурам.

[11] Вероятно, тогда же из Витебского Свято-Николаевского собора в Ростов Великий был эвакуирован и ковчег с частицей мощей прп. Евфросинии.

[12] Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1917. № 39.

[13] Преосвященный Иннокентий (Ястребов) принимал деятельное участие в перенесении мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк. 20 апреля 1910 г. он совершал Божественную Литургию в пещерном храме Благовещения Пресвятой Богородицы, и именно им мощи преподобной были переложены из ветхой старой гробницы в новый кипарисовый гроб. Впоследствии епископ Иннокентий возглавлял Полоцко-Витебскую кафедру в 1914–1915 гг., а также в 1918–1922 гг.

[14] Здесь и далее все даты приведены по новому стилю.

[15] ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 425, л. 280.

[16] Богоявленский Авраамиев монастырь. Ростов Великий, 2008. С. 34.

[17] Учреждение «Зональный государственный архив в г. Полоцке» (далее – ЗГАП), ф. 51, оп. 1, д. 91, т. 1, л. 66–66 об.

[18] ГАВО, ф. 1947, оп. 1, д. 43, л. 288.

[19] НИАБ, ф. 2786, оп. 1, д. 13, л. 14 об.

[20] В настоящее время – это Витебский областной краеведческий музей.

[21] ГАВО, ф. 1947, оп. 1, д. 103, л. 46.

[22] ЗГАП, ф. 658, оп. 1, д. 244, л. 100–102.

[23] Архивные документы сообщают, что власти под разными предлогами пытались закрыть монастырь и ранее. И только благодаря ходатайству Святейшего Патриарха Алексия I, который покровительствовал Спасской обители и игумении Елевферии (Новиковой), монастырь «продержался» до 1960 г.

[24] В этой раке в Спасском храме близ алтаря мощи преподобной Евфросинии почивали до 2007 г.; затем в связи с началом в древней церкви комплексных реставрационных работ святыня была перенесена в Кресто-Воздвиженский собор.

[25] 24 февраля 2006 г. Преосвященный Феодосий был возведен в сан архиепископа.

[26] Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Акт медицинского освидетельствования честных останков преподобной Евфросинии, игуменьи и княжны Полоцкой, от 9 апреля 1998 г.