Преподобная Евфросиния Полоцкая – собеседница Ангелов

5 июня православные всего мира отмечают день памяти святой преподобной Евфросинии Полоцкой, церковное почитание которой началось уже в конце XII века, на полвека раньше, чем в середине XIII века состоялась канонизация княгини Ольги. Ковры из живых цветов, колокольный звон, торжественные богослужения проходят во всех полоцких храмах. Даже в самом известном из них – Софийском соборе – раз в году звучит не органная музыка, а молитвы! Белорусы почитают преподобную Евфросинию как небесную заступницу своей страны, чтут святую и далеко за её пределами. Хочется рассказать читателям о великой княжне, которая девять столетий назад, во времена кровопролитных войн, начинала великую многовековую эпоху просвещения!

Образ преподобной Евфросинии Полоцкой дорог мне с детства. И он, и белокаменный, словно парящий над Западной Двиной, Софийский собор – вечные символы моего родного Полоцка, города, который процветал и был духовным центром земель русских задолго до появления в летописях упоминания о Москве. Под сводами его соборов, в тени древних улочек оживает история, ощущается дух древности и богатство культурного наследия, которое хочется беречь и к которому с раннего детства я относилась с особым трепетом.

Жизнь многих исторических личностей связана с этими местами. Их великие дела увековечены в летописях, им установлены памятники, а имена вписаны в школьные учебники истории, но преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая, одна из первых святых на Руси, вот уже девять веков живёт здесь.

Душа Преподобной не покидала Полоцк и тогда, когда ее мощи покоились в Киево-Печерской Лавре. Ведь здесь она родилась, именно Софийский собор с его богатейшей библиотекой стал её первой духовной обителью, началом величайшего служения! 800 лет жители чувствовали её присутствие, помощь и участие; 800 лет молились они о возвращении святых мощей Ефросинии Полоцкой в её монастырь, домой!

Читаю житие преподобной… «Предслава Святославична родилась в 1104 году, правнучка Владимира Мономаха, дочь князя полоцкого Георгия (Святослава) Всеславича была «лепна лицом», умна. Любовь к книжному учению сочеталась у неё с усердной молитвой, внешняя красота – с целомудрием и глубокой сосредоточенностью. Многие князья просили её руки. Однако все предложения она отвергала и однажды, узнав о намерении родителей обручить её, тайно бежала в монастырь,вместе с няней, где её тетя Романия была настоятельницей. Игумения, призвав священномонаха, повелела ему облечь молодую княгиню в иноческий образ с именем Евфросиния. Узнав о том, родители горько плакали о ней, как бы об умершей, но предоставили её воле Господа». Не может не удивлять тот факт, что княжне в то время исполнилось всего 12 лет.

Вспоминаю своё полоцкое детство, себя двенадцатилетнюю… Тяга к приключениям, поиск тайного подземного хода на берегах Двины и Полоты (о нем существует масса легенд и его ищут до сих пор), попытки забраться через заколоченные наглухо двери в пустовавшие и заброшенные тогда церкви и соборы, – всё это, конечно, было по-детски беззаботным и наивным, поэтому, сравнивая, ещё больше удивляюсь глубине отношения к миру юной Евфросинии! Ведь прошло всего 100 лет как крестили Русь, а она так искренне и духовно приняла Православие, что сумела увидеть своё предназначение в большем, чем просто унаследовать власть и произвести на свет очередных наследников.


Евфросиния с детства изучала греческий язык, освоила каллиграфическое письмо, тянулась к знаниям и книгам. Поэтому, став монахиней, с разрешения полоцкого епископа Илии поселилась в келье Софийского собора и переписывала книги по заказу горожан. Полоцк в то время был крупнейшим на Руси центром по изготовлению книг. Они стоили очень дорого, их бережно хранили, оберегая, прежде всего, от пожаров. Переписывание книг в те времена было занятием тяжелым и считалось мужским. Книги писали на тонкой телячьей коже, столов не было, страницу держали на ладони, что было очень утомительно. Буквы не прописывали, а прорисовывали, каждую отдельно.

Чтобы читатели могли себе представить, насколько сложным было это дело, скажу, что за день можно было создать всего 3-4 страницы. Юная княжна, которая могла жить в роскоши, обеспеченной её происхождением, избрала монашескую жизнь и смиренно занималась этой тяжёлой работой, раздавая полученные за неё деньги нуждающимся. Евфросиния начала писать и собственные книги с поучениями, молитвами, делала переводы с латыни и греческого.

Предание говорит о способности Преподобной общаться с Ангелами. Обычно Ангелы являлись ей во сне, и один из таких снов определил дальнейший путь княжны. «Ты должна пребывать здесь, – сказал ей в видении Ангел, – ибо Господь желает через тебя на сем месте наставить многих на путь спасения». Он указал ей место, где надобно быть монастырю. Полоцкий епископ Илия благословил создание в Сельце, небольшом местечке близ Полоцка, Евфросиниева женского монастыря и назначил её игуменией.

Произошло это около 1128 года. Спасо-Преображенская каменная церковь монастыря, возведенная зодчим Иоанном за 30 недель на месте старой деревянной, – одна из древнейших на Руси.

Её строительство считают вершиной созидательной деятельности Евфросинии, а Спасский храм – воплощением передовых архитектурных решений того времени, которые повлияли на строительство более поздних православных храмов. Он отличался от своих предшественников вытянутостью вверх, обилием внутри массивных колонн при очень толстых стенах. Подобные архитектурные формы позднее становятся характерны для всего русского зодчества, с их использованием в 1326 году был возведён Успенский собор в Москве. Церковь чудом сохранилась до наших дней и оставалась действующей в течение всего периода своего существования, пережив войны, революционные религиозные гонения и другие трудные времена. И это ли не свидетельство постоянного присутствия Преподобной?! Любой паломник, посетивший эти святые места, обязательно почувствует его!

Реставраторы проделали огромную работу, сняв слои более поздних росписей и обнажив фрески XII века, в создании которых принимала участие сама Преподобная. Невозможно передать, что чувствуешь, когда смотришь на тёмные лики, взирающие на тебя из глубины веков. А кроме ликов, поражают надписи – послание потомкам из тех далёких времён и на веки вечные! Может быть, сама преподобная княжна наносила их своей рукой, превращая всё, о чем думала и что ощущала всем сердцем, в буквенные символы.

Лишь узкая полоска света освещает своды. Из этого окошка своей маленькой обители смотрела Евфросиния на солнце, деревья, неспешную речку, жизнь своих родных, полную достатка и всех благ, от которых она отказалась во имя служения Богу и людям.

Первые годы в монастыре проживало всего 5-6 монахинь: сама Евфросиния, её няня, двоюродная сестра, позже – родная младшая сестра. Здесь была основана одна из первых на Руси школ для девочек, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг.

Евфросиния – единственная в истории монахиня, которая оказывала влияние и на политическую жизнь Полоцкого княжества, оставшегося в 1129 году без преемников во власти вследствие междоусобных войн с Киевом и высылки из города княжеской семьи. Преподобная, участвуя в вечевых собраниях, имела право голоса как представитель правящей династии. Её авторитет мог примирить враждующих, предотвратить конфликты.

На территории Спасского монастыря была найдена даже принадлежавшая ей печать, что доказывает участие Преподобной в политических процессах. Кроме печати Евфросинии историкам неизвестны какие-либо ещё монашеские печати. Исследователи считают, что Преподобная имела прямые контакты с Византией, и, рассылая документы по России и в Константинополь, скрепляла их своей печатью.

Личность святой княжны занимает уникальное место в православной истории Руси. Чтобы в полной мере осознать её святость, нужно вспомнить, что собой представляло Полоцкое княжество в XII веке: сохранение язычества из-за близости Литвы, обособленность вследствие географического положения, воинственность полоцких князей, вступивших на путь феодальной раздробленности и совершавших разрушительные набеги на соседние территории. Евфросиния была первой, кто на языческих землях являл собой пример христианского служения и просвещения, кто призывал вступивших на братоубийственный путь к христианскому человеколюбию и единству. Именно в этих деяниях, покровительстве искусству и духовному просвещению, подтверждённых безупречным личным примером, в организации образовательной деятельности для детей из бедных семей.

Получение ею в дар от императора Византии Мануила Комнина икону Эфесской Божией матери, написанную евангелистом Лукой ещё при жизни Богоматери, и благословение святейшего Патриарха Луки Хрисоверга служит свидетельством тому, как известна и почитаема была княжна во всем православном мире ещё при жизни. В 1155 году Эфесская икона прибыла в Полоцк с послами из Константинополя и была передана храму Богородицкого мужского монастыря, тоже основанного Евфросинией.

Невероятно загадочна и интересна история напрестольного креста Евфросинии Полоцкой. Крест входит в список десяти всемирно известных и таинственно пропавших святынь. К нему прикладывались Николай I и Иван Грозный; его уберегли во время войны 1812 года, замуровав в стену Софийского собора; его вывозили в Москву и Санкт-Петербург; он побывал в домах многих известных военачальников и вельмож. В этом смысле был нарушен завет Евфросинии о том, что крест не должен ни при каких условиях выноситься за пределы Спасского монастыря! Даже Иван Грозный побоялся держать крест у себя. Свято веруя не только в его чудотворную, но и карающую силу, он вернул реликвию в Полоцк!

Изготовил этот шестиконечный крест в 1161 году полоцкий ювелир Лазарь Богша по заказу самой Преподобной. Кипарисовое основание высотой почти 52 сантиметра, украшенное золотыми и серебряными пластинами с драгоценными камнями и жемчугом, в центре своём хранило реликвии: фрагменты Креста Христова с каплями его крови, камень из гробницы Божьей Матери, частицу от Гроба Господня, частицы мощей святых первомученика Стефана и Пантелеимона, кровь святого Димитрия Солунского.

На боковых сторонах креста помещалась надпись-предупреждение: «Да не изнесется из монастыря никогда, яко ни продати, ни отдати…». Именно эта надпись убедила Ивана Грозного вернуть крест монастырю. Пришедших к власти коммунистов, в отличие от царя, надпись не испугала, и в 1929 году крест передали в Могилевский Краеведческий музей. Окончательно святая реликвия была утеряна во время Великой Отечественной войны, но попытки отыскать её не прекращаются.

В конце жизни Евфросинии удалось осуществить свою мечту – побывать в Иерусалиме. Житие Преподобной сообщает о том, что она, видимо чувствуя приближающееся завершение земного пути и, желая закончить его на Святой земле, собрала всех родственников и, попрощавшись с ними, отправилась в путь, в который раз проявив мужество, целеустремленность, несгибаемую волю к победе над трудностями.

А их немало было на этом пути, тем более для пожилой женщины. Паломничество было пешим, обоз преодолевал 30-40 километров в сутки. Властители земель, через которые пролегал этот путь, неизменно воздавали Евфросинии «честь великую». Преподобная не переставала обращаться к Богу, благодаря его в молитвах за предоставленную возможность ощутить благодать, исходящую от святынь Иерусалима.

Здесь, в 1173 году, окончание земного пути святой стало началом негаснущего света православной духовности!


В 1187 году нетленные мощи преподобной Евфросинии были перенесены в Киев. Связано это было с захватом Иерусалима султаном Салах-ад-Дином. Христиане, покидающие Святую землю, не пожелали оставить на мусульманских территориях священные останки русской княжны. 723 года покоились они в Киево-Печерской Лавре, и только в 1832 году, в период правления императора Николая I, возник вопрос о переносе святых мощей в Полоцк. Правда, всякий раз киевские архиереи указывали на «особые» обстоятельства, с учётом которых святыня должна оставаться в Лавре.

Но все-таки вернулись мощи в те места, которые много веков не покидала душа Преподобной! 3 июля 1909 года Николай II подписал резолюцию, в которой постановил: «Обсудить подробности перенесения Святых мощей преп. Евфросинии в Полотск». 22 апреля 1910 года по окончании Божественной Литургии торжественным крестным ходом они были перенесены на пристань и по Днепру отправлены в Оршу. Непередаваема была радость верующих! 200 километров от Орши до Полоцка несли они драгоценную святыню на руках! 23 мая мощи были помещены в Спасской церкви, в специальной серебряной раке, изготовленной на пожертвования верующих. Именно этот день – 23 мая (5 июня по новому стилю) у православных верующих стал днём памяти святой Евфросинии Полоцкой.

Двадцатый век вписал много трагических страниц в историю Православия. Для церкви и верующих – это времена кощунственных действий по отношению к реликвиям и святыням. Вскрытие представителями советской власти святых мощей в 1922 году и попытки объяснить их нетленность природными условиями, повлиявшими на это, не развенчали веру, а вопреки чаяниям властей, только во много раз усилили!

До 1940 года мощи хранились в Витебском историко-археологическом музее, в августе 1941 года верующим удалось перенести их в Витебскую Свято-Покровскую церковь, где они находились до 1943 года. И вот здесь-то происходят самые удивительные и, казалось бы, невероятные события. 21 октября 1943 года распоряжением оккупационной немецкой власти был вновь открыт Спасо-Евфросиниевский монастырь и было разрешено перенести мощи Евфросинии в Полоцк. Воистину чудесное торжество духовности и святости!

Поздним вечером 23 октября в Полоцк прибыл поезд с мощами Преподобной. Несмотря на комендантский час, запрещающий всем жителям появляться на улице, двум священникам и четырём мирянам было разрешено сопроводить гроб в Софийский собор. Участник этих событий, местный житель С.А. Щербаков, вспоминает, как грузили гроб на повозку, застеленную коврами, как четверо немецких солдат охраняли повозку от встречных немцев.

Война, «освещённая светом», отступила на время….

Наверное, не случайно княжна Предслава Святославична получила в иночестве имя Евфросини – в честь преподобной Евфросинии Александрийской. В переводе оно означает «радость». Приезжайте в Полоцк, посетите святую обитель, Преображенскую церковь, Крестовоздвиженский собор, трапезную, колокольню. Поклониться мощам святой съезжаются люди со всех уголков не только Беларуси, но и других стран. Преподобная Евфросиния продолжает исцелять физические страдания и возвращать душевный покой людям! Помолитесь ей о помощи, покровительстве, мире и защите. Святая Евфросиния Полоцкая обязательно подарит Вам радость!

Виктория Михайлова

 

Материалы по теме

Новости

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

9 октября - день памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (прославление 1989)
В память вечную будет праведник
Куликово поле в истории русских монастырей
Вольский женский Владимирский монастырь
9 октября - день памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (прославление 1989)
В память вечную будет праведник
Куликово поле в истории русских монастырей
Вольский женский Владимирский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь