Монахиня Татиана (Степаненко) из Ярославля подарила Артемиево-Веркольскому мужскому монастырю икону свт. Игнатия (Брянчанинова) с частицей его мощей.
О том, как у нее оказалась святыня, матушка рассказала следующее: «Воцерковляться я начала лет двадцать пять назад, когда познакомилась с протоиереем Михаилом Перегудовым и его матушкой Еленой. Постепенно к вере в Бога пришел и мой муж Виктор, крестился, и мы с ним повенчались. Духовный отец нашей семьи, отец Михаил, вместе с Ярославским владыкой Платоном (Удовенко) принимал участие во вскрытии мощей святителя Игнатия (Брянчанинова) в Николо-Бабаевском монастыре (в то время в обители находилась туберкулезная больница). Одну частицу мощей архиерей передал отцу Михаилу. После кончины батюшки она продолжала оставаться в его семье».
По словам монахини Татианы, недавно супруга почившего священника отдала эту частицу ей, чтобы она отвезла святыню в те монастыри, где бывает: «Я заказала икону святителя Игнатия, а когда образ был написан, в икону вставили частичку мощей святого».
В Артемиево-Веркольской обители на Пинежье матушка побывала впервые несколько лет назад. «Этот монастырь глубоко запал в мою душу. Здесь столько любви, столько благодати, такое доброе, внимательное отношение братии», – подчеркнула благотворительница.
Краткая справка
Святитель Игнатий (в миру – Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 6 февраля 1807 года в родовом имении отца, селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия по горячей молитве и после путешествия по окрестным святым местам.
Детство мальчик провел в уединении сельской жизни; с ранних лет безотчетно влекся он к жизни иноческой. С возрастом его религиозное настроение обнаруживалось всё заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.
Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние: не только в науках, но и в рисовании, и музыке.
Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств А. Н. Оленина; здесь на литературных вечерах он сделался любимым чтецом и вскоре познакомился с Пушкиным, Батюшковым, Гнедичем, Крыловым. Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменял своим душевным стремлениям. В поисках «вечной собственности для вечного человека» он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни.
Столь же ревностно, как занимался наукой, принимается Дмитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.
Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Дмитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение «света» и недовольство своих родителей, в 1827 году уходит в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре.
В январе 1832 г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833 г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по Высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни.
Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. 27 октября 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году владыка прибыл в Ставрополь, где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь – оспа – воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1861 г. поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, всё свое время до конца жизни (1867) он отдал работе над духовными сочинениями.