29 ноября 2020 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева мужского монастыря.
Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение.
По окончании Литургии владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодня мы слышали евангельский рассказ о добром самарянине. Некий законник спросил Христа о том, какая заповедь большая в Законе, на что Господь отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Этот законник, сам будучи богословом, понимает, что Христос более широко трактует понятие «ближний», потому что в Ветхом Завете ближними считались только собратья по вере и по крови, то есть израильтяне, а заповедь полностью звучала так: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Мф. 5:43). Тогда законник спрашивает: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29). В ответ на этот вопрос Спаситель рассказал притчу, которая всё расставляет на свои места.
Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники, которые изранили его и оставили едва живым. Мимо проходил священник, посмотрел и не оказал помощи, также и левит, служитель иерусалимского храма, проходя мимо этого несчастного, не оказал помощи. Проходил мимо самарянин, а самаряне были ненавидимы иудеями за своё, как им казалось, отступничество, потому что они верили в Того же Бога, но не так, как верили иудеи, и только он, увидев этого израненного иудея, сжалился над ним, возлил на его раны елей и вино, отвёз в гостиницу, заплатив за его лечение и содержание. И вот на вопрос Христа: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10:36), этому иудейскому законнику ничего не оставалось сделать, как ответить, что оказавший ему милость, он даже не смог сказать слово самарянин. Очевидно, что оказавший милость и есть ближний. Но эта заповедь двуедина и каждый раз имеет в виду одно и тоже, что ближним нашим является каждый человек, который сейчас рядом с нами, в нашей семье или в иных обстоятельствах, и особенно каждый человек, который нуждается в помощи.
Ближний – это нуждающийся человек, к которому мы по заповеди Божией должны проявить христианское сострадание и любовь, ближними становимся мы для человека, которому больше неоткуда ждать помощи. Мы должны стать ближними для таких людей, если мы христиане, если мы ещё помним то, чему учит нас Евангелие: ближний человек - это не только тот, кто близок нам по вере, по крови, по мировоззрению, а любой человек, нуждающийся в нашей помощи. Заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31), распространяется на каждого человека, с которым Господь сводит нас в этой жизни, особенно нуждающегося в милосердии Божием. Бог чаще всего проявляет Своё милосердие в этом мире через людей, и мы, если знаем, что такое любовь близких, можем благодарить Бога за этот дар. Если нам когда-то помогали люди, мы опять же можем благодарить Бога за Его промысл, но вся Церковь и каждый из нас в отдельности призывается быть таким живым присутствием Христа в этом мире, орудием Его любви и милосердия, Его сострадания.
Надо сказать, что в истории Церкви эта притча обрастала более возвышенными толкованиями, аллегорическими. Так некоторые святые отцы видели в самарянине Самого Христа, Который исцеляет израненную человеческую душу, то есть всё человечество, падшее в разбойники, а под разбойниками подразумеваются бесы, под гостиницей – Церковь, а елей и вино, которые имели цельбоносное значение обозначают Таинства Церкви и т.д. Да, всякая милость, исцеление и спасение от Самого Христа, мы никогда не должны забывать об этом. Но также не должны забывать о прямом, буквальном смысле этого поучения Христа, которое, что знаменательно, предлагается Церковью в начале Рождественского поста, оно обращено к каждому из нас: «Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:37). И вот древние христиане умели во время поста сочетать как личное воздержание, так и соблюдение этой заповеди о любви, без которой личная праведность теряет весь свой смысл. Что толку воздерживаться и в чём-то себя ограничивать, если мы не научились главному, о чём говорит Евангелие, подражать Отцу нашему Небесному, если мы забываем слова Христа о том, что мы должны любить Бога и ближних наших. Эту притчу ещё полезно иметь в виду всякий раз, когда мы сталкиваемся в Новом Завете со словом «любовь».
Любовь – это не какая-то неимоверная добродетель, которую мы, сколько бы ни старались, не сможем стяжать, или какое-то состояние сердце и ума, да, некоторые подвижники возвышались до этого состояния сердца и ума и могли любить всех, даже врагов, и к этому мы должны устремляться, но первый и самый важный смысл слова «любовь» в Новом Завете – это именно то, о чём повествуется в притче о милосердном самарянине. То есть это практические дела милосердия, совершение которых в силе каждого из нас. Если мы Христовы, то мы с вами должны к этому стремиться, и особенно, как уже было сказано, это важно для нас в качестве поучения в наступившем посте, когда мы духовно готовимся для того, чтобы встретить светлый праздник Рождества Христова.
Для этого также полезно обратиться ещё к одному месту Священного Писания, где говорится о том, каким должен быть пост, о том, какой пост приятен Господу, об этом сказано у пророка Исаии: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда» (Ис. 58:6-11)».