5 апреля 2017 года епископ Переславский и Угличский Феодор совершил в Николо-Сольбинском женском монастыре монашеские и иноческие постриги. Четыре насельницы обители сподобились малого ангельского образа с наречением имен в честь преподобного Сергия Радонежского и святых мучениц Веры, Надежды и Любови. Другие шесть сестер приняли рясофор с оставлением прежних имен.
Постриг в монастыре – это духовный праздник и особая благодать. Незримо отверзаются «объятия Отча», и Сам Господь принимает приносимые Ему обеты. На свет появились новые монахини, с новыми именами и новыми Небесными покровителями. Как у младенцев при Святом Крещении, и у них есть восприемница – матушка игумения, с любовью и заботой наставляющая на пути спасения.
По завершении постригов Его Преосвященство обратился к новопостриженным с архипастырским поучением:
«Монашество называют восьмым Таинством Церкви. В нем невидимо, таинственно сочетавается душа с Богом. "Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет", – говорит Господь всем тем, кто искренне решил следовать за Ним. И вот необходимое первое условие – отвернуться себя – самое простое и самое сложное. Он не говорит нам – делай по тысяче поклонов каждый день, Он не говорит нам – не вкушай ничего, кроме хлеба и воды, Он не говорит нам – спи на сырой земле или вовсе не спи. Он говорит: отвергнись себя – своего желания, своего хотения, отсеки свою волю. Эту волю вы невидимо для себя таинственным образом отсекли через видимое отсечение ваших волос. И вы об этом всегда должны помнить, что отныне у вас своей воли нет. Прежде чем эту силу души направить ко Христу, мы должны от нее совершенно избавиться по причине ее греховной оскверненности, а значит, всегда неправильной направленности. Как же нам сохранить вот это движение себя? Оно лежит на фундаменте покаяния. Именно осознание своей греховности, глубины испорченности всего человеческого естества, всего его полноты, привело вас сегодня сюда, в эту обитель, к Божией Матери и ее Пречистому Божественному Сыну. Как же донести вам эти слезы чистоты через всю вашу жизнь до самой могилы, до крышки гроба? Святые Отцы говорят, что нужно прожить всю свою жизнь в монастыре как в первый день. А для этого нужно постоянно вспоминать грехи своей жизни, не только прошлые, но и сегодняшние, современные, ежечасные и ежесекундные. И как только мы забыли о грехах своих, мы тут же начинаем видеть грехи чужие. И в этом нам всем первый знак нашего отступления от Бога, нашего духовного падения. Как только ты стал замечать недостатки других, знай, что ты отцепился от десницы Господней, отпал от Него, и где Он сейчас уже находится – неизвестно. Вот встрепенись сердцем, умом, душой встрепенись и скажи: Господи, кто я такой, чтобы видеть чужие недостатки, разве я судьей поставлен, мне бы свои скверны омыть, мне бы свою неправду исправить, мне бы, как той овечке заблудшей, не потерять Христа. Вот и смотри в себя, глазками видь носочки своих ботинок и не взирай вокруг, что происходит, – тебя это совершенно не касается.
Самое большое искушение в монастыре – это осуждение и непослушание. А, собственно говоря, непослушание есть следствие осуждения, когда человек видит себя лучше, умнее, грамотнее, чем другие. Мы это можем не понимать, не осознавать, но впоследствии по плодам мы чувствуем это. Даже если придет к тебе помысел и скажет: что она мне говорит, как благословляет, что советует? Я-то знаю, что так нельзя. Ответь этому помыслу, как учит авва Дорофей: если даже ты мне говоришь и правду, то мое сердце, мой ум осквернены моими грехами, а значит, эта жертва, оскверненная грехами, Богу не угодна. И пускай я лучше ошибусь и сделаю неправильно, но за святое послушание и с благословения получу награду, чем я сделаю, может быть, внешне и правильно, но духовно я останусь совершенно без награды. И, как учит нас святой преподобный авва, любое дело на земле состоит из двух составляющих. Первая, собственно говоря, само дело, оно занимает две восьмых, а вот шесть восьмых занимает духовное устроение человека, которое мы с вами и должны в себе воспитывать и никогда не делать дело ради дела, а ради святого послушания. И в данном случае даже не важно, кто нам это послушание дает, – важно, чтобы мы воспринимали, что нам через этого человека дает послушание сам Христос. И, в первую очередь, конечно, это благословение в смирении мы принимаем от матушки, которую вы сейчас восприняли как свою наставницу, как свою старицу, как свою духовную учительницу. Она молится за вас, а вы каждый день возносите свои усердные молитвы за нее. Враг рода человеческого первым своим делом желает поссорить духовную мать со своими чадами и полагает им различные помыслы: недоверия, осуждения и прочее. И вы должны их все отгонять молитвой и крестом, потому что сам Господь вручил через нее руководство, и только от вашего послушания и от вашего смирения зависит, проникнет ли оно внутрь вас или нет, достигнет глубины вашего сердца или нет, значит, и вы тоже достигнете или нет спасения.
Вы одели черные ризы – нужно думать о том, что это не просто закрывающее ваши руки и ноги, которые теперь не имеют своего желания и воли не только на дело худое, но даже и на доброе произволение, если оно не благословелено вам через послушание, поэтому всякое дело, казалось бы, хорошее, если оно по самоволию совершается, приобретает сразу негативный оттенок, и вместе с ним утверждаются гордость и тщеславие – первые враги инока.
Ищите всегда возможность смиряться друг перед другом, опережайте друг друга в добродетели. Идете вместе, например, в храм – поспеши открыть дверь перед сестрой, услужи ей и – ты услужишь Богу. Садитесь ли вместе за стол на трапезу, поухаживай за соседкой своей, и ты окажешь милость Божией Матери. Не ищи чести для себя, а ищи возможность оказать честь другому, и таким образом созиждешь свой внутренний храм для молитвы, для Духа Святаго, потому что молитва живет только в сердце кроткого и в сердце чистом, а тщеславный всегда видит себя лучше других и ожидает, когда ему окажут знак внимания, когда перед ним преклонятся, когда перед ним смирятся, – это очень опасные вещи.
Через тело смиряется наш внутренний мир, поэтому не забывайте делать земные поклончики в келии, особенно же когда никто не видит. Не гнушайтесь и грязной работы, всегда совершая с памятованием о том, что в нашей душе еще больше нечистоты. Читайте Священное Писание и учитесь слушать друг друга и понимать, что ваша сестра желает не то, чего хотите вы.
Путь иноков, путь монахов – это путь тернистый, это путь бескровного мученичества, на который мы с вами все встали добровольно, желая пострадать здесь, на земле, добровольно, как говорит преподобный Марк Подвижник, нежели страдать после смерти уже в аду безвольно. Это закон падшего человеческого естества, который говорит нам о том, что невозможно человеку обойтись без страданий. Он сам выбирает, какие на себя возложить. И вот мы возложили бремя, и пускай никакая скорбь и тоска не обуревают ваше сердце, потому что ваш внутренний сердечный взгляд устремлен вверх, горе, к Престолу Господню. Вам неслучайно дают свечи – вы должны гореть ровным сильным пламенем, не трепыхаться, не коптеть, не тлеть, а гореть, не боясь сгореть до конца. Огонь веры и любви созидается через небольшие дела, через послушание, через молитву, через воздержание в пище и во сне. И здесь нужно очень нам всем с вами иметь рассуждение, чтобы в неразумном подвиге нам не принести самим себе вред. Как некоторые, бывает, постятся по тщеславию, или не спят по тщеславию, или что-то начинают делать нарочито, чтобы их заметили. При этом повреждается не только внутренний мир, но и телесные составы, не сразу, а со временем. Диавол дает некоторое такое эмоциональное, психологическое удовлетворение, некий подъем, чтобы новоначального подвижника побудить к этим неразумным подвигам, а потом, когда тот уже войдет в состояние мнения о себе, или, как говорят русские монахи, прелести, тогда уже он оставляет его как кораблец без штурмана, без капитана в бушующем море. И тот погибнет, если у него не будет усердной молитвы монашеской дружины.
У каждой из вас образ пречистой Божией Матери, Которая всегда является вашей покровительницей и заступницей. И вы всегда будете вместе с Ней своим сердцем и своим умом, подражая Ей в молитве и чистоте не только телом, но и душой. Потому что самое страшное, когда монах носит одежду чистоты, а одежда его души вся осквернена.
Помните о том, что каждый монах, когда умирает, обвязывается крестообразно в трех местах своего тела, обворачивается в мантию, полагается во гроб. И вот он знаменует собой тем самым как бы куколку, из которой должна потом выйти прекрасная бабочка в новую жизнь духовную. Это в том случае, если монах жил по обетам, которые он дал в постриге: обет послушания, обет целомудрия и обет нестяжания. А если он нарушил заповедь Божию, то эти узы ангелы не разрешают, а он связанный, как дитя, падает на дно ада. Некоторые из святых Отцов говорят, что нерадивые монахи не будут гореть в аду, а будут удостоены тартара – лютого холода, который еще хуже, чем геена.
Помните о том, что вы светильники для мира, которые светят в тайне своей сердечной молитвы, которые в своем благочестии, всегдашнем предстоянии перед Богом дают образ и пример для подражания мирянам. Для ангелов светом является сам Творец, для монахов светом являются ангелы, а для мирян светом являются монахи. Будьте этим светом духовным, чистым, ярким и ровным. И пусть Божие благословение и милость Царицы Небесной всегда пребывает с вами. Помощи Божией, сестры».
Затем настоятельница монастыря игумения Еротиида (Гажу) с сестрами поздравила новопостриженных. «Что ти есть имя, сестро?» – вопрошали у каждой из них. И каждая отвечала, прося святых молитв.
Постриг – это духовная радость для всего монастыря. Небесные покровители, имена которых были наречены сестрам, стали сугубыми молитвенниками не только за них, но и за всю святую обитель.