19 января 2020 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, праздник Святого Богоявления – Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист возглавил Божественную литургию в Богоявленском женском монастыре Углича.
За Литургией молились настоятельница монастыря игумения Антонина (Злотникова) с сестрами, прихожане и гости обители.
По заамвонной молитве Его Преосвященство совершил чин великого освящения воды.
По окончании богослужения владыка Феоктист обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Дорогие отцы, дорогая матушка, братья и сестры!
В сегодняшнем небольшом по своему объему евангельском отрывке (см.: Мф. 3, 13–17) содержится один серьезный вопрос, который возникает всякий раз, когда мы размышляем о Крещении Господнем и на который не так легко дать ответ. Зачем вообще Христу Спасителю нужно было креститься? Иоанн Пророк тоже не понимал этого и возражал против Крещения. Ответ Самого Христа Иоанну лишь усиливает наше недоумение: какую правду надлежит исполнить? И что вообще такое ”исполнение всякой правды”? Но, как мы видим, эта Христова фраза сняла вопросы Иоанна.
В первую очередь, обращает на себя внимание слово ”теперь” во фразе ”оставь теперь”. В греческом оригинале этого слова содержится некоторая оговорка, указание на то, что речь идет об определенной временной ситуации, которая предполагает и определенный образ действий. Решающим же для толкования и понимания ответа Христа Спасителя является понимание слова ”правда”: ”Надлежит исполнить всякую правду”.
Понятие правды в том мире, в котором жил Христос и к которому Он принадлежал как Человек, существенно отличается от того, которое дает нам, к примеру, толковый словарь русского языка. В нашем словаре мы читаем: ”Правда – это то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей”. Или же это ”справедливость, честность, правое дело”. В языке Израиля времен Христа слово ”правда” имело иное значение. Этим словом обозначался ответ человека на Закон Божий, который дан Пятикнижием Моисея.
Правда – это приятие Божией воли целиком и полностью, несение благого ”ига Царства Небесного” так, как это формулировалось в ветхозаветной традиции. Крещение от Иоанна не предусмотрено Законом, но Христос, произнося те слова, о которых говорилось выше, признает его и тем самым выражает безусловное приятие Божией воли, послушное приятие этого ”ига”. Признает и Своими действиями показывает, что Закон значительно шире, чем написанное Моисеем, и что нельзя оставаться в рамках написанного, если мы хотим угодить Богу.
Мы знаем, что в дальнейшем Спаситель неоднократно возвращался к этой теме. Он исцелял больных в субботу, ел без ритуального омовения рук, общался с язычниками, бывал в гостях у тех, к кому не должен был заходить тот, кто чтит написанный Закон, кто придерживается буквы. Внешне казалось, что Он нарушает Закон, но Он не нарушал Его, а исполнял в соответствии с правдой Божией. Своим Крещением Христос дает однозначный ответ на извечный вопрос о соотношении правды и закона. Правда шире закона, но при этом она вытекает из закона. И об этом нам стоит помнить не только в день Крещения Господня, но и в любую минуту, в которую стоит выбор между милостью и справедливостью, ведь милость шире справедливости – она одно из проявлений правды Божией. Аминь».
Фото: Владимир Ходаков