Митрополит Исидор отслужил Литургию в Герасимо-Болдином монастыре

14 августа 2020 года, в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и первый день Успенского поста, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Герасимо-Болдином мужском монастыре.

Накануне вечером Его Высокопреосвященство возглавил в святой обители всенощное бдение. За всенощным бдением были совершены вынос креста и чин поклонения.

Архипастырю сослужили настоятель обители архимандрит Антоний (Мезенцов), клирики Смоленской епархии, братия обители в священном сане.

Богослужебные песнопения исполнил хор монастыря (регент – иеромонах Петр (Исаков)).

Радость соборной молитвы разделили с духовенством жители Смоленской области и паломники из разных городов России.

После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к верующим с архипастырским словом:

«Дорогие братья и сестры!

Сегодня празднование изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Мы слышим церковные песнопения, в которых прославляется Честной Крест. Обращают на себя внимание следующие слова: "Крест – Хранитель всея Вселенной".

Что означает хранение крестом всей Вселенной? Означает ли это принуждение живущих во Вселенной людей к самому благочестию или это означает добровольное согласие любящих сердец на воздействие той благодати, источником которой является Бог посредством Честнаго и Животворящего Креста?

Хранение всей Вселенной означает наше добровольное согласие с тем действием благодати Божией, которая проникает в наши сердца.

Поэтому если мы несогласны с тем, чтобы Бог действовал в нас, то Его присутствие не будет обнаружено в нашей жизни – именно в этом феномен безверия людей: люди не соглашаются на то, чтобы Господь действовал в них, и Господь подчиняется добровольному выбору свободного человека. Но если человек решается на то, чтобы воля Божия действовала в нем, и для этого открывает свое сердце, подчиняя себя воле Божией, тогда Сам Господь, как в дом, вселяется в сердце такого человека, живет в этом сердце и действует от своего Божественного имени. И человек уже живет не своей волей, а волей Божией. Так бывает, когда человек полностью отдает себя в руки Божии.

Это явление соединения воли Божией с человеческой природой являет собой святость человеческой жизни. Так жил преподобный Герасим, так жили все святые угодники Божии, и так будет до скончания века проявляться в тех, кто добровольно себя подчиняет силе и воле Божией. И в этом суть хранения крестом Вселенной – подобно тому, как монастырь окружают высокие стены. Это не значит, что внутри монастыря нет проблем, но это означает, что от внешних невзгод, внешних нестроений и даже попыток уничтожить обитель ее охраняют эти стены.

Так и сила Честнаго и Животворящего Креста, действуя в наших сердцах в той степени, в которой мы открываем этому действию нашу волю, проявляется в нас. Чем полнее мы подчиняемся, тем с большей силой Господь в нас действует – среди нас не бывает нестроений; среди нас пребывают любовь, радость, мир, долготерпение и все те дары благодати Святого Духа, которые естественны для нашего сердца.

В тех же, кто не открывает своего сердца, даже если они находятся внутри обители, действуют иные силы не Божественного характера. Среди них воцаряются зло, ссоры, ненависть и прочие проявления бесовской силы. Поэтому важно, дорогие мои, чтобы в каждом из нас без исключения действовали благодать и сила Божия. Подателем этой силы, единственным источником является Сам Бог, а орудием, через которое эта благодать подается, является Честной Животворящий Крест.

Святая Церковь с древних времен установила дни изнесения Честнаго Животворящего Креста из святого алтаря, чтобы народы, поклоняясь Кресту и лобызая его, получали благодатную помощь и силу подобно тому, как каждый христианин получает эту силу через изображение на своем теле Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Невозможно получить эту силу, если мы будем накладывать на себя крестное знамение с небрежением, недолжной поспешностью и неправильным изображением. Мы должны благоговейно относиться к каждому накладываемому на себя изображению Честнаго и Животворящего Креста, понимая, что через каждое крестное знамение мы получаем от Бога ограждение. Через каждое крестное знамение мы получаем Божественную силу, которая исправляет наше греховное естество, подавая нам силу и волю.

Видя сегодня вынесенный на середину храма Честной и Животворящий Крест, будем с благоговением, глядя на него, накладывать на себя крестное знамение, внутренне сердечно молиться о том, чтобы Господь через Честной и Животворящий Крест помог нам. И пусть для всех нас сердечной молитвой, особенно в день, когда выносится крест и когда мы видим его в центре храма, будут слова, которые многократно произносит Святая Церковь: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим". Аминь!»

По окончании Литургии архипастырь совершил поклонение Кресту, отслужил молебен с водосвятием и освятил мед нового урожая.

В честь 490-летия основания монастыря и 30-летия возобновления литургической жизни в обители монашествующим были вручены епархиальные награды.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь