19 июля 2020 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти Собора Радонежских святых, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил богослужение в Спасо-Преображенском Аврааамиевом мужском монастыре Смоленска.
Во время богослужения архипастырь обратился к верующим с проповедью:
«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Дорогие отцы, братья и сестры!
Мы только что слушали слова евангелиста Матфея (Мф., 9:1–8) о том, что народ удивлялся той силе Божией, которая действовала в Господе нашем Иисусе Христе, удивлялся тем великим чудесам, которые Господь совершал. Но именно ради этого Господь пришел на землю – для того, чтобы спасти всякого человека, чтобы через Божественную помощь, проявляемую посредством чудес, воздвигнуть человека к исправлению, спасению и стяжанию благодати Святого Духа.
Народ удивлялся той власти, которая есть у Бога; и до сего дня в истории развития человечества многие преклоняются перед властью, благоговеют перед ней, а кто-то ненавидит власть, видит во властных проявлениях действие зла – и то, и другое присутствует в нашей жизни.
И только когда власть сопряжена с волей Божией, с Божественным Промыслом – тогда эта власть созидательно действует на окружающий мир и на всякого человека, в отношении которого распространяется. А та власть, которая сопряжена с самой любовью властвовать, с любовью к самому себе, вступает в противоречие с волей Божией. Поэтому каждый из нас, кем бы мы ни были, какие бы должности, звания и почести ни получали в этой жизни, на нашей грешной земле, если мы любим властвовать более, чем любим Бога, значит, мы согрешаем против заповеди любви к Богу. Но в то же время если мы по долгу службы обязаны начальствовать, обязаны руководить подчиненными нам людьми и делаем это с пренебрежением, значит, мы согрешаем против заповеди любви к ближнему. Ибо властвовать означает проявлять заботу об окружающих людях и обо всём окружающем мире. Властвовать – значит жертвовать самим собой ради окружения. И пример тому подает нам Сам Господь Иисус Христос, который является источником всякой власти, точнее, источником подлинной власти, созидательной, жизнеутверждающей, влекущей нас в жизнь вечную.
Но, к сожалению, в нашем пространстве есть иные существа, например дьявол, который глубоко ошибается, думая, что властвует. И через это свое искреннее заблуждение ввергает в заблуждение тех из нас, кто приражается его властью. Поэтому, когда мы видим человека, чрезмерно любящего власть, мы должны помолиться об этом человеке, чтобы Господь укрепил его, дал ему мудрости, чтобы Господь дал этому человеку любомудрия и смиренномудрия.
Святая Церковь дает яркий пример, подражая своему Пастыреначальнику Христу, как нужно относиться к власти. Как относился к ней преподобный Авраамий Смоленский, житие которого вы хорошо знаете. И преподобный Сергий Радонежский, память которого мы вчера отмечали, а сегодня отмечаем Собор Радонежских святых. И все великие угодники Божии всячески пренебрегали теми амбициями, которые, бывает, сопровождают властных людей, поскольку они подражали Христу и в этом подражании Христу они показывали подлинное явление отношения к власти.
Любовь к ближнему, самопожертвование – вот те две опоры, которые дают для подлинной власти Божественное наполнение. Мы должны правильно относиться в нашей вере к Богу и в нашей вере к ближним людям. В наши трудовые служения и церковные отношения мы не имеем права привносить себя и самолюбие, мы не имеем права требовать чего-то своего – только Божиего, только правды Божией.
Пусть станут руководством к нашей жизни слова святого апостола, которые мы также сегодня слышали: начальствует ли кто, пусть это делает со свойственным ему усердием, учит ли кто, пусть прилагает все усилия к тому, чтобы совершать учение с должным усердием (см.: Рим., 12:6–14). Работает ли кто на предприятии или чем-либо иным занимается – пусть каждый из нас делает это с усердием и любовью к Богу и ближнему. И пусть Господь через своих святых угодников Божиих каждому из нас подает пример подлинного отношения к власти, подлинного отношения к Богу и окружающим людям. А наша задача не отвергать пример жизненного подвига, который имели святые угодники Божии, и всецело стремиться к тому, чтобы каждое мгновение нашей жизни искать, в чем воля Божия по отношению к нам.
И когда мы будем озабочены ежедневным, ежечасным, ежеминутным поиском смысла нашей жизни, когда мы будем устремлены к тому, чтобы по воле Божией совершать наш жизненный путь, тогда Господь будет наполнять нас жизнеутверждающей спасительной силой, которая есть благодать Святого Духа, и, укрепляя ей, будет помогать нам противостоять любым невзгодам, любым несчастьям, любым испытаниям, которые каждый из нас проходит в нашей жизни; и никто не может избежать этих испытаний. И пусть каждый из нас пройдет эти испытания как жизненный экзамен, укрепляется в Духе, укрепляется в любви к Богу, в любви к ближнему. Аминь».