Митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Литургию в Казанском монастыре

23 февраля 2021 года, в день памяти священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в правом приделе Казанского собора в честь священномученика Харалампия Казанского женского монастыря Рязани.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители.

На протяжении нескольких веков день памяти святого является одним из престольных праздников Казанского женского монастыря Рязани. Достоверно известно, что после перенесения обители из кремля, где она была изначально расположена, к городскому Вознесенскому храму, в церкви было устроено два придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь священномученика Харалампия. Когда был воздвигнут новый соборный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, один из его боковых приделов тоже был посвящен этому святому.

В ноябре 2020 года в монастырском соборе заново освятили оба этих придела. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк освящал левый придел в честь преподобного Сергия Радонежского, а епископ Касимовский и Сасовский Василий – правый, в честь священномученика Харалампия.

Подвигу святого Харалампия и его примеру было посвящено архипастырское наставление после службы:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, наша Православная Церковь отмечает память одного из своих мучеников – священномученика Харалампия, епископа Магнезийского. Город Магнезия, где проходил свое служение будущий святой, находился в пределах современной Греции. Его земной путь пришелся на трудное время. Христиане еще находились в катакомбных условиях, а гонения то в одной, то в другой части империи сотрясали Церковь, умножая число мучеников, к которым был сопричтен и предстоятель Магнезийской Церкви священномученик Харалампий.

Ничтоже смущаясь, он проповедовал Христа, смело обличая мучителей. Сначала он был истязаем местным правителем, принуждавшим его отвратиться от Христа. Но жестокость правителя не поколебала дерзновения святого, хотя мучения были страшные – его тело терзали особыми крючьями, так что с него была снята практически вся кожа. Харалампий не устрашился этих мук. Более того, по его молитвам Господь сотворил чудеса и наказал для вразумления его мучителей. Но враг рода человеческого продолжал делать свое дело, стараясь отвратить святого от веры во Христа. К делу истязаний подключился Римский император Септимий Север. Он стал гонителем и мучителем святого Харалампия и довел это страшное дело до конца. Святой мужественно предал свою душу Господу, оставаясь в верности своему Богу и Учителю Иисусу Христу.

Нас, казалось бы, столько всего связывает со священномучеником Харалампием и с другими мучениками первых веков христианства, и не только той эпохи: общая вера, Евангелие, наш Господь и Спаситель. Но вместе с тем, между нами пролегает глубокая пропасть. Почему? Святой Харалампий закончил свою жизнь в самом начале III века, когда ему было уже более 100 лет. Он, наверное, видел кого-то из святых апостолов. Что же отличает нас, людей XXI века, от первых христиан? У нас все то же самое, то же исповедание веры. Но, ключевое различие – в сердце. Сердце современного человека заполнено не Христом, а чем-то другим.

Почему мученики отдавали свою жизнь за Христа? Да потому что они Христом жили! У них не было другого упования, других ценностей и сокровищ, даже других желаний. Конечно, и в то время людей подстерегали диавольские искушения и страсти. Но люди в большей мере хранили цельность своего сердца, не рассеиваясь на те житейские приманки, которые и сейчас мы видим вокруг нас и за которыми мы, к сожалению, следуем.

Чем живет современный человек? Суетой этого мира, всем тем, от чего отказывались и уклонялись наши святые. Потому и смерть для них была не страшна. Они считали, как апостол Павел, что и смерть – приобретение.

Еще в античное время появилось учение, называемое стоицизмом. Эта философская школа продолжала существовать в первые века по Рождеству Христову, и ее представители в чем-то были близки христианству. Некоторых из них потом даже стали называть христианами до Христа. Что же стоики считали главным? Добродетель, рассудительность, целомудрие, мужество и справедливость. Идеал жизни они видели в бесстрастии, а смерть и жизнь, болезнь и здоровье, богатство и бедность, славу и нищету они считали за вещи безразличные.

Вот так и святые. Они еще в большей степени презирали приманки, за которыми гоняется современный человек, желающий прожить долгую жизнь, оставаясь вечно молодым, жаждущий упиваться славой, наслаждаться богатством и так далее.

Мы сегодня прославляем мученика, но хотим ли мы быть подобными ему и другим святым, которых прославляем? Вот вопрос, который мы должны себе задавать. И если мы отвечаем на него положительно, то должны принять в свое сердце Христа, Им жить, так, чтобы в нас прославлялся Спаситель.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, по молитвам священномученика Харалампия, приближаться к идеалу христианской жизни, вмещать в свою жизнь, в свою душу Христа, безжалостно выметая все то суетное, нечистое, греховное и пустое, что наполняет нас. Дай Бог, дорогие братья и сестры, и нам уподобляться Христу, взирая на подвиги отцов, учителей!

Материалы по теме

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь