6 ноября 2024 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в своем кабинете в епархиальном управлении провел собрание игуменов и игумений монастырей епархии.
Присутствовали наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин, настоятели Троице-Сергиевой пустыни игумен Варлаам (Переверзев), Староладожского Никольского монастыря игумен Филарет (Пряшников), настоятельницы Новодевичьего монастыря игумения София (Силина), Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), Староладожского Успенского монастыря игумения Евфросиния (Берлизова).
Во вступительном слове владыка отметил, что для монашествующего важно, насколько он стал ближе к Богу, смог побороть страсти, близки ли его отношения с другими братьями или сестрами к ангельским. Но человек переменчив, и состояние его души часто меняется, поэтому достичь духовных высот очень трудно.
Митрополит привел слова святителя Игнатия (Брянчанинова), который сравнивал монашество с добровольным мученичеством. Но со времен, когда он жил, соблазнов у монашествующих становится все больше и больше. Он также отметил, что для святителя Игнатия, который был дворянином по происхождению, принять монашество означало обречь себя на определенные лишения, а вот простым людям, ушедшим в монастырь, там было гораздо лучше: они всегда были обеспечены крышей над головой, едой и одеждой, а в мирской жизни могли этого не иметь.
«Приходя сегодня в обитель, люди жертвуют многим, от большего, чем раньше требовалось отказываться, поэтому и желающих принимать постриг единицы, а с теми, кто имеет такое желание, нужно немало потрудиться, чтобы перестроить их образ мыслей и привычек с мирского на духовное, на послушание, труд, молитву, - подчеркнул архипастырь. – Это большая проблема и ответственность для игуменов и игумений, но другого пути нет, мало кто рождается с пониманием подлинной монашеской жизни. Западный мир пропагандирует "гуманизм", когда потакание греховным страстям человека является нормой жизни, часто даже необходимой. Эти негативные явления постепенно приходят к нам и влияют на людей. И тогда мирской образ жизни еще больше отдаляется от иноческого. Поэтому невозможно созидать монашество в настоящих условиях без долгого и скрупулезного процесса перевоспитания и обращения человека, во-первых, в русло подлинной христианской веры, и во-вторых, к должному принятию монашеских традиций. Большое значение в обители имеет духовник, если уж не старец, которых сейчас почти нет, то хотя бы добрый и внимательный пастырь, умеющий настраивать на правильную волну вновь приходящих и давно подвизающихся. Милостью Божией, в Санкт-Петербургской епархии призвание монашеское не угасает, находит отклик у тех, кто стремится без остатка посвятить жизнь Богу. Число монастырей в епархии многие годы остается неизменным – три мужских и три женских, также есть два сестричества при приходских храмах. Монашество немыслимо без живой молитвы, регулярного совершения богослужений и участия в Святых Таинствах – особенно же Покаяния и Евхаристии, без соблюдения устава и внутренней дисциплины, а главное без важнейших для монаха добродетелей - смирения и послушания. Не потому ли так стремится народ Божий посещать монастыри, бывать на монастырских богослужениях, обращаться за духовной поддержкой к монашествующим – потому что здесь преизобилует благодать Божия и щедро подается всем, кто приходит в обители. Для всего этого и самим монашествующим надо стяжать благодать. В добродетельной жизни, через служение братьям и сестрам во Христе, отречение от своей греховной воли и всецелой отдачи себя делу Божию – сообразно определенному послушанию. Касается это не только простых монахов, иноков и послушников, но и игуменов и игумений».
Владыка напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла на недавнем монашеском собрании: «Сложно оставаться смиренным человеком, когда у тебя власть и ответственность – и не просто власть, но и ответственность, так что порой требуется не только добрым словом, но и дисциплинарными мерами управлять вверенными тебе братьями или сестрами. Но, видя духовные нужды своих братьев или сестер, игумены и игумении должны сделать то же самое, что и Господь наш совершил на Тайной вечери: препоясаться лентием и служить ученикам. Образно говоря, чтобы помочь оступившемуся или унывающему брату или сестре, игумен или игумения должны встать с вечери – то есть забыть о личном покое, отложить в сторону ризы свои – то есть не надмеваться своим статусом, и препоясаться лентием – то есть приступить к служению братьям или сестрам».
Правящий архиерей отметил, что у настоятелей обители множество забот, связанных с реставрацией, обеспечением обители всем необходимым, приемом паломников, помощью нуждающимся. В монастырях этим задачам уделяется достойное внимание. Он процитировал слова преподобного Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасемся». Владыка также напомнил эпизод из жития преподобного Антония Великого, который обратился к Господу с вопросом, почему жребий людей столь различен, и получил ответ: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это - душевредно». Он призвал игуменов и игумений вверить себя спасительной воле Божией, пожелал приносить добрые плоды на ниве Христовой, заботясь о спасении собственной души и душ вверенных им людей.
Были представлены отчетные доклады по обителям.