26 марта 2017 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Божественную литургию в Преображенском соборном храме Толшевского Спасо-Преображенского женского монастыря совершил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий.
У входа в Преображенский собор обители архипастыря встречали настоятельница Толшевского Спасо-Преображенского женского монастыря игумения Варвара (Сажнева) с сестрами.
В совершении Божественной литургии по чину святителя Василия Великого Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, благочинный Монастырского церковного округа иеромонах Алексий (Сукачев) и клирик Преображенского храма монастыря священник Дионисий Агапов.
После сугубой ектении Правящий Архиерей вознес молитву о мире и прекращении междоусобной брани в Украине.
По запричастном стихе проповедь перед молящимися о духовном подвиге христиан во дни Великого поста произнес иерей Дионисий Агапов.
По завершении богослужения митрополит Сергий обратился к духовенству, монашествующим и паломникам с архипастырским словом. Высокопреосвященнейший Владыка подробно изъяснил глубокий духовный смысл евангельского повествования об исцелении Господом Иисусом Христом бесноватого отрока, прочитанного за Литургией (см.: Мк.9, 17–31):
«Это евангельское событие отражает и нашу жизнь. Мы тоже, как тот отрок, находимся в болезненном состоянии, мы одержимы различными страстями. И эти страсти мешают нам увидеть правду жизни, увидеть подлинную цель нашего бытия. Мы должны вместить святость Слова Божия, Его Святых Таин, которые преобразят наше сознание и всю жизнь. Ради этого люди оставляли всё на земле и шли ко Христу.
От нас не требуется что-либо оставить – нужно только исправить в себе то, что недостойно Божией правды. Вот почему в Великий пост Святая Церковь приводит нам на память это евангельское повествование: время поста – это время исправления нашей жизни. И какова бы ни была наша профессия, какую бы позицию в жизни мы ни занимали, нам следует подумать и оценить, насколько мы соответствуем критериям закона Христова. Мы должны веровать Богу, и вера наша должна быть деятельная. Это значит жить по вере, не сомневаясь и не оглядываясь на других людей; молиться, поститься в установленное время и каждый час, каждую минуту работать над своим внутренним человеком, над своим сознанием. Учиться быть не в тягость своим близким и тем людям, которые с нами встречаются; не раздражаться, не гордиться, не завидовать, но искренне видеть друг в друге брата или сестру».
В завершение правящий архиерей провел традиционную великопостную беседу с сестрами обители. Владыка Сергий преподал монашествующим и несущим послушание сестрам духовное наставление и ответил на различные вопросы присутствующих.
Краткая справка
Как гласят старинные предания, монастырь основан пчелинцем Константином, который, примерно, в середине ХVII века поселился отшельником в самой толще дремучего леса на правом берегу реки Усманки, в сорока километрах от города Воронежа. Подобно Иоанну Предтече жил Константин в дупле, питался медом диких пчел, травами и кореньями, носил одежду из шкур диких животных. Точная дата возникновения монастыря не определена, различные источники указывают разное время – от 1615 до 1646 года.
В то время царствовал благочестивый государь Алексей Михайлович. Его грамотами монастырю были пожалованы земли, а в 1677 г. от великого государя Феодора Алексеевича «пожалована была монастырю руга денежная (содержание), и оная подтверждена указами государей царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в 1683 г.». После же монастырь получает дополнительные земельные угодья. По имени основателя монастыря Константина получил свое имя находившийся недалеко колодец и выходящий из него проток, который протекал близ самого монастыря. На протоке была построена монастырская мельница.
Обитель долго называли Константиновской пустынью, но по храму во имя Спаса Преображения она стала называться Спасо-Преображенской. Название Толшевский, по предположению, пошло от чрезвычайно густого леса с толстыми дубами. Один из них, насчитывающий более трехсот лет, и ныне расположен рядом с монастырем.
Монастырь прежде был деревянным. Около 1750 г. по благословению воронежского Владыки преосвященного Феофилакта в монастыре было начато строительство каменного храма, освященного в 1759 г. при игумене Евфимии. Потом построена каменная колокольня со Святыми вратами и начато строительство четырехугольной каменной ограды с восемью башнями, каменные келии для братии, трапезная, хозяйственные постройки. Много было и деревянных построек.
Церковь была благолепно расписана, иконостасы подновлены, и кровля сделана железная. Содержался монастырь на личные средства императора, а также – мельницей и мирскими пожертвованиями. Ежегодно на престольный праздник при монастыре устраивались конные ярмарки. Доходы от торгов также шли на содержание монастыря. По уединенному местоположению монастырь был очень удобен для монашеской жизни.
Поэтому Толшевский монастырь привлек внимание святителя Тихона, который в 1768 г. по добровольном увольнении своем от управления Воронежской паствою избрал его местом для молитвенной жизни. Святитель Тихон прожил в нем год и два месяца. В то время воздух на территории монастыря был вреден для слабого здоровья святителя (из-за множества болот), и он вынужден был переехать в Задонский Богородицкий монастырь.
С 1764 г. монастырь был переведен в заштатные – на своем пропитании, а в 1799 г. назначен быть общежительным. Расширялось строительство его. В 1832 г. правый придел трапезной церкви вместо Преподобных Зосимы и Савватия был освящен во имя Святителя Митрофана. А в 1884 г. выстроена новая церковь с приделами: правый – во имя Святителя Николая, левый – во имя Святителей Митрофана и Тихона. Уже перед революцией были построены двухэтажный каменный братский корпус и домовая церковь Успения Божией Матери, а также конный двор, амбар, баня.
Замечательно в Толшевском монастыре количество схимников: от основания до конца XIX в. – 76 человек. Библиотека Толшевского монастыря была к концу прошлого века богата древними изданиями, уже тогда представлявшими историческую ценность.
После революции монастырь был полностью разграблен. Варвары готовы были стереть с лица земли всё, что напоминало людям о Церкви Христовой. Не сохранилось ни икон, ни росписей, ни книг, ни церковных принадлежностей. В здании церкви разместилась сначала библиотека, затем клуб, а территория монастыря со всеми постройками была отдана Графскому заповеднику.
14 июня 1994 года, после более чем шестидесятилетнего запустения, началось возрождение Толшевского Спасо-Преображенского монастыря, который стал женским. За время существования обители ее вид неузнаваемо изменился. Большие работы проведены по ремонту и реставрации храма (к 1994 году отсутствовал даже купол), своды заново расписаны. В храме и в монастыре оборудовано отопление, в жилой корпус подведен водопровод. В монастырском храме ежедневно совершаются богослужения. В память почившей и похороненной на территории монастыря монастырской братии установлена надгробная плита (до революции 1917 года монастырь был мужским).
Богослужения в монастырском храме совершаются каждый день. Сестры трудятся на разных послушаниях. В монастыре есть своя ферма, птичник, подсобное хозяйство, художественная и швейная мастерские. Большую помощь оказывают трудники – те, кто пришел потрудиться, помочь в возрождении обители.
При монастыре открылась Воскресная школа для детей от шести до пятнадцати лет. Здесь они не только учатся, но и несут клиросное послушание, по мере сил помогают в восстановлении монастыря.
Как и в минувшие столетия, по-прежнему идут сюда паломники. Их гостеприимно и радушно здесь встречают.