Митрополит Вадим отслужил в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре Ростова Великого великое повечерие с чтением покаянного канона

3 марта 2020 года, во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил великое повечерие с чтением покаянного канона прп. Андрея Критского в Спасо-Яковлевском Димитриевом мужском монастыре Ростова Великого.

После чтения канона владыка митрополит обратился к молящимся в храме с архипастырским словом:

«Слова удивительного канона Андрея Критского обращены к нашей душе, нашему сознанию, нашему естеству, и они невольно вызывают у нас чувства ответные призыву святителя Андрея Критского: "Душе моя, восстани! Что спиши?.." Действительно, в жизни этой мы чаще всего пребываем в состоянии духовного сна и не исходит от нас добродетель, не исходят добрые дела и добрые помыслы, добрые намерения и добрые слова.

Человек создан Господом для наслаждения, как это было при создании наших прародителей Адама и Евы. Они были вселены в райские обители, и это было состояние всецелого подлинного счастья и благополучия. И ничто другое не могло бы затмить этого райского наслаждения для человека. Но мы знаем, что человечество пало и в первородном грехе согрешили мы все, как говорит нам апостол Павел. Потому что через грехопадение вошла в нас смерть, которая стала достоянием человечества. И эта смерть не была смертью лишь только физической. Это была смерть духовная. Смерть, когда всякий умирающий, а равно еще и живущий, преслушанием воли Отца Небесного вступал на путь отшествия от Господа, удаления от Него, и по мере удаления – забвения тех заветов и научений, которые человек слышал от Самого Господа. И человеческая жизнь с того момента превратилась в адское существование.

С того момента и живет человечество в этом состоянии. Не потому, что обрек его Господь на эти страдания, а потому, что по сути своей человечество из поколения в поколение на протяжении всей истории обрастало теми или иными согрешениями и пороками, которые жизнь человеческую превращали в страдания, терзали душу человеческую, которые являются порой неудобоносимыми и наследниками которых являемся и мы.

Святая Церковь, заботящаяся о нашем спасении, во исполнение Божественной заповеди любви Божией к человеку, любви, ради которой пришел в мир Христос Спаситель и был распят, предлагает нам время и средство, чтобы избавиться от этого мрачного жития и обрести спасение, обрести надежду и жизнь вечную.

"Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17:21) – говорит Христос Спаситель. Именно к посту и молитве и мы с вами призваны, чтобы противодействовать грехам, в основе которых зачастую лежат дьявольское произволение и дьявольская работа. Нам необходимы силы духовные, силы, которые мы можем стяжать только с благодатью Божией. Они даются тогда, когда мы постом и молитвой достигаем того состояния, когда можем противостоять греху, дьявольским наветам, когда можем жизнь свою исправлять по заповедям Божиим. Поэтому-то и призваны мы в эти дни святой Четыредесятницы осознать всю глубину нашего грехопадения, осознать, что так жить больше невозможно, что это путь, ведущий нас в ад. Не случайно и взывает канон: "Восстани! Что спиши? Конец приближается…" И этот конец может наступить для каждого из нас уже теперь. Кто из нас может сказать, что уже в следующую минуту он будет жить. Кто из нас может сказать, что он проживет год, или два, или день? Кто из нас может сказать, какой будет его кончина и в каком состоянии он предстанет пред Богом? Именно это состояние некоего ожидания пришествия Христова, когда душа человеческая предстанет пред Богом, и является предметом сегодняшнего чтения.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие – таковыми были слова проповеди Христа Спасителя, равно как и проповеди Предтечи Спасова Иоанна. И эти слова для нас живительны. Потому что сами по себе избавиться от прегрешений, этого бремени греховного, которое давлеет над нами и жизнь нашу земную превращает в адское подобие, мы не можем. Но можем лишь с помощью Божией, которая последует за покаянием, осознанием, что так жить дальше нельзя и невозможно, что жизнь наша должна быть изменена. Изменена в таком русле, чтобы мы стремились к совершению покаяния пред Господом, который говорит нам и о том блаженном принципе, который необходим для того, чтобы получить разрешение в таинстве Покаяния, – примирении с ближним.

Мы с вами часто повторяем Господню молитву. А ведь она звучит безапелляционно грозно: "И остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим". На что мы рассчитываем, когда просим прощения у Господа, а сами не прощаем? Горестна наша участь, если будем поступать так. И поэтому время поста – это время, когда мы должны хорошо поразмыслить о своей жизни, осознать, осмыслить свою жизнь, произвести переоценку ценностей, с тем чтобы извлечь из этой жизни благо, достичь примирения с Господом и получить упование на то, что и мы войдем в Царство Божие. Аминь».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Воскресенский женский монастырь города Мурома
Свято-Успенский Лихвинский женский монастырь, п. Гремячево
Свенский Успенский мужской монастырь п. Супонево
Мужской монастырь во имя Архистратига Божия Михаила с. Козиха
Успенский Вышенский женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Димитриевский мужской монастырь, г. Оренбург
Свято-Вознесенский мужской монастырь Луганской епархии
Спасо-Афанасиевский мужской монастырь
Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь