17 декабря 2017 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, день памяти великомученицы Варвары, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме Святого апостола Иоанна Богослова на подворье Леушинского Иоанно-Педтеченского женского монастыря в Санкт-Петербурге в день его престольного праздника.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления, благочинный Центрального округа протоиерей Сергий Куксевич, старший священник храма архимандрит Феоктист (Кириленко) с клиром и другие священнослужители.
За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Евфросиния (Олюшина) с сестрами.
За богослужением был отслужен молебен великомученице Варваре.
По окончании Литургии митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Святая великомученица Варвара пострадала за имя Господне, за веру в Господа нашего Иисуса Христа. Мы знаем из ее жития, что она пришла к Богу через созерцание природы, понимая, что ее красота не могла возникнуть сама, что у нее есть Творец. Кто Он, ей помогли познать подруги-христианки. Когда она возгорелась любовью ко Господу и приняла Крещение, должна была свидетельствовать о своей вере еще и через мученичество. Оно дается не всем, но избранным людям в особое время. А исповедовать Христа должны все – открыто, безбоязненно, не стыдясь. Чтобы окружающие видели нашу жизнь, пришли к Богу и прославили Его».
Архипастырь отметил, что ему радостно видеть заполненный храм возрождающейся обители. Люди посещают святое место, оно становится намоленным.
«Но все мы должны помнить о том, что спасение не только в монашеских одеждах. Для этого Господь рассказал притчу о десяти девах. Пять мудрых дев, узнав, что Жених грядет, и желая Его встретить, взяли с собой в путь запас елея для светильников. А неразумные взяли только то, что было. Жених замедлил, и их елей в их лампадах закончился. Благоразумные залили из запаса, а другие стали просить у них. Те ответили: лучше пойдите к продающим. Но ночью ничего не купишь. В это время пришел Жених: мудрые зашли с Ним на брачный пир, а немудрые остались вне.
Притча показывает, что в этой жизни недостаточно одних "лампад" – прийти в монастырь, одеться в монашеские одежды. В "лампады" нужно залить елей. Этим мы должны заниматься всю жизнь. Господь не говорит, когда придет нас судить и заберет из этой жизни. Но предупреждает: бодрствуйте каждый день.
Когда наши души попадут на тот свет, станут просить святую Варвару, святого Николая: "Дайте нам елея", – Они скажут: "Вы должны были запастись им на земле". Нужно сейчас проявлять смирение, послушание, любовь и милосердие к ближним. Помогать им, творить добрые дела по славу Божию и этим приобретать елей в запас», – заключил митрополит Варсонофий.
В свою очередь, игумения Евфросиния отметила, что непросто в центре мегаполиса, часто в обстоятельствах неприязни, создавать условия для жизни монашеской общины, и поблагодарила Его Высокопреосвященство за совершенное богослужение:
«Мы понимаем, что это и дань почтения игумении Таисии, создательнице Леушинской обители и этого храма, в котором по благословению святого Иоанна Кронштадтского был устроен придел Святой Варвары».
В завершение матушка игумения преподнесла владыке Варсонофию келейный образ великомученицы Варвары, созданный в иконописной мастерской обители и особенность которого заключается в том, что на Чаше, которую традиционно держит святая, изображен Иоанно-Богословский храм с приделом в ее честь.
Краткая справка
Храм Святого апостола Иоанна Богослова при петербургском подворье Леушинского монастыря был построен по благословению святого Иоанна Кронштадтского по проекту Николая Никонова.
Главный Престол в честь Апостола Иоанна Богослова был освящен 21 ноября 1894 года при участии всероссийского пастыря. Спустя месяц был освящен придел Великомученицы Варвары. Третий Престол в честь Святого Иоанна Кронштадтского оставался неосвященным до 1917 года в ожидании канонизации батюшки.
В 1920-е подворье было обращено в приходской храм, но монахини оставались здесь жить: фактически в центре Петрограда действовал монастырь. 11 июня 1931 года подворье закрыли, насельниц арестовали и приговорили к различным срокам лагерей и высылке в Среднюю Азию. Здание перешло в ведение ПНД. В 2000 году оно было возвращено верующим.