Отошел ко Господу старейший насельник Богородице-Рождественского Анастасова монастыря Белевской епархии схиархимандрит Аверкий (Швецов)

24 февраля 2018 года на 103-м году жизни отошел ко Господу насельник Богородице-Рождественского мужского Анастасова монастыря Белевской епархии архимандрит Анастасий (Швецов), в схиме схиархимандрит Аверкий.

Отпевание и погребение усопшего состоятся 26 февраля в Богородице-Рождественском мужском Анастасовом монастыре по окончании Литургии Преждеосвященных Даров.

Упокой Господи душу усопшего верного раба Твоего!

Краткая справка

Схиархимандрит Аверкий (Швецов-Загарский) большую часть жизни провел вдали от России, но его мысленный взгляд часто обращался на Родину. Переживший революцию, НЭП, репрессии, две войны, плен и испытания эмигрантской жизни, а также вкусивший комфортной и спокойной жизни в Америке, он вернулся в страдающую от мирового финансового кризиса Россию без колебаний.

Его приезд в маленькую захолустную обитель более десяти лет назад по приглашению наместника игумена Парфения (Сачкова) воодушевил многих людей в деле возрождения монастыря. Возвращению тогда еще архимандрита Анастасия в родные края предшествовало немало жизненных перипетий.

Родившийся за два года до Октябрьской революции, Борис был одним из семерых сыновей протоиерея Владимира Швецова, служившего в начале века в селе Кувшинское под Вяткой, и Елены Загарской. Всего в семье было девять детей – было еще две дочери. Отец, скромный священник, служивший в провинции, с трудом содержал большую семью и едва сводил концы с концами. Из-за налоговых преследований он не раз переезжал с места на место, поэтому в его послужном списке не меньше семи приходов.

Пятилетним ребенком Борис вместе с отцом участвовал в богослужении, прислуживал в храме. В сельской школе поповскому сыну немало доставалось, но от Церкви и веры Христовой его это не отвратило. По настоянию близких, отучившись в школе, он поступил в медучилище на фельдшера и начал работать по специальности.

В 1937 году его отца вместе с другим вятским духовенством приговорили к расстрелу, приговор быстро привели к исполнению. Сыну врага советской власти, как и его многочисленным братьям и сестрам, «дорога в люди» навсегда была закрыта. Дважды не брали Бориса и в армию, пока не началась финская война с ее большими потерями, и на вопрос происхождения военкомы начали закрывать глаза – призывали всех годных к военной службе. Жестокими реалиями войны молодой фельдшер был потрясен до глубины души. Солдаты, шедшие в атаку, либо сотнями и тысячами оставались на поле боя, либо возвращались из окопов обмороженными. После ампутации в лазаретах, где не было ничего, кроме инструментов и корпии, люди, если выживали, становились страшными обрубками без рук и ног. Всё увиденное им на войне и в мирные дни отражало отношение новой власти к человеческой жизни, ничего не стоившей. Размышления о расстрелянном мученике-отце и своем будущем в стране без веры привели Бориса к мысли, что нужно уезжать из СССР.

Обстоятельства способствовали его решению. После финской началась Великая Отечественная. Во время боев в Латвии, попав в немецкий плен, пару лет он прожил в Лихтенштейне в спецлагере для интернированных. Среди военнопленных оказалось много представителей русского духовенства. Нашлись и те, кто помог сыну православного священника добраться до Аргентины.

Чужая земля не встретила вновь прибывшего с распростертыми объятиями – он пережил лишения, унижения чужака, тяжелый труд грузчиком. Но Господь и здесь не оставил – пригодился фельдшерский опыт, благодаря которому он смог попасть в клинику и остаться там работать и жить при больнице, отучившись на массажиста.

50-е годы стали переломными в жизни Бориса, который постоянно думал о монашестве. Вскоре он стал келейником болящего архиепископа Аргентинского Иоасафа. От Владыки он принял монашеский постриг с именем Анастасия, затем диаконство и сан иеромонаха. Он же проводил своего духовного наставника в мир иной.

Переехав в Америку, он поступил в духовную Джорданвильскую семинарию Русской Православной Церкви Заграницей. Молодого русского иеромонаха-эмигранта с непростой жизненной историей и духовными дарованиями заметил Восточно-Американский и Нью-Йоркский владыка Анастасий и сделал своим келейником. Вместе с митрополитом Борис участвовал в богослужениях. По благословению Владыки он хранил за рубежом редкую русскую святыню – Курский-Коренной чудотворный образ – икону Божией Матери «Знамение». Вместе с иконой он объехал много православных приходов Америки и был свидетелем удивительных событий, связанных с ней. «Знамение» Богородицы знаменовало и связь эмигрантов с пострадавшей от гонений Русской Церковью. Икона и как святыня, и как частица родной земли давала надежду и утешение тысячам соотечественников, оказавшимся вдали от Родины в трудных обстоятельствах. Случаи исцелений, происходивших от богородичного образа, составили несколько томов рукописной книги, которую он повсюду возил с собой.

Батюшка служил и в Северной, и в Южной Америке. В 80-летнем возрасте он ушел на покой и тихо жил в Нью-Йорке до того момента, когда Россия позвала его обратно.

И само приглашение приехать на Родину от отца Парфения, знавшего его лишь по фотографиям, и тот факт, что обитель, в которую его так настоятельно звали, носит имя своего основателя Анастасия, убедили пожилого священнослужителя, что здесь имеет место Божий Промысл. Долго не раздумывая, он оставил обжитую квартиру в Нью-Йорке и всех, кто был ему дорог, и приехал в неизвестный ему городок Одоев.

Пресвятая Богородица всю долгую жизнь батюшки повсюду сопутствовала и помогала служению отца Аверкия: рожденный на Благовещение, он хранил Ее святой Знаменский образ, а затем вернулся в Россию, в обитель, храм которой посвящен Рождеству Божией Матушки.

С возвращением в Россию о покое ему пришлось позабыть – сначала к нему потянулось духовенство, затем многочисленные верующие. Сотни людей со всех концов страны поехали в старинную обитель, и она, известная со времен татарских набегов и заглохшая в советское время, и его молитвами обрела вторую жизнь..

Материалы по теме

Монастыри

Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь
Тульская область, Одоевский район, село Анастасово
Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь
Тульская область, Одоевский район, село Анастасово

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь