В Александро-Невской лавре начал работу проект «Современное изобразительное церковное искусство»

5 октября 2021 года в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре начал свою работу проект «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии», посвященный 800-летию со дня рождения святого Александра Невского.

Как всякое благое дело, мероприятие предварил молебен перед мощами святого благоверного великого князя Александра Невского. Молебен совершили наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий и ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан. Была освящена икона святого Александра Невского, написанная студентами иконописного класса академии и ставшая подарком монастырю от духовных школ. На время работы проекта образ будет находиться в Святодуховском духовно-просветительском центре, а затем будет перенесен в недавно переданный обители Александро-Невский храм.

Открывая пленарное заседание в актовом зале Святодуховского центра, руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела и пресс-службы Лавры Наталья Родоманова отметила, что проект станет площадкой для объединения теоретических и практических исследований. Поскольку он открылся в год 800-летия со дня рождения святого Александра Невского, в его рамках состоятся лекции и дискуссии, посвященные его образу. Не случайно на сцене стоят две иконы: уже упомянутая и написанная в Лавре, получившая название «Святой Александр Невский. Невская битва с избранными святыми».

«Казалось бы, тема прямо не касается юбилейного года, однако вопросы техники, которые будут обсуждать специалисты, напрямую связаны с образом святого, – сказал владыка Назарий. – Почему? Прижизненных изображений великого князя не осталось. Это дает иконописцам много возможностей выразить свои чувства, видение, при этом каждый материал требует своего подхода: любой, кто разбирается в иконописи, безошибочно скажет, к примеру, темпера это или масло. Говорят, что иконопись, которая была пятьсот лет назад, невозможна – и материалы другие, и люди другие. При этом лучшие образцы для иконописца, даже самого современного, – именно древние. Если молодые будут увлекаться поиском чего-то своего, не опираясь на прежнее, – это неправильный путь. Важно, будут ли молиться перед этой иконой. Иконописец – скорее внутреннее состояние, этому нельзя научиться, а техника – это вторично. Иконописцев не бывает вне Церкви. Желаю, чтобы каждый из участников вынес из этого проекта что-нибудь полезное для себя».

Владыка Силуан отметил, что духовные школы вышли из Александро-Невской лавры, святой князь – небесный покровитель и духовной академии, которая до революции носила название Александро-Невской.

Пленарное заседание вел главный куратор проекта – руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко. Была показана видео презентация.

Профессор Академии художеств Нина Кутейникова в докладе «Россия в иконах современных мастеров Санкт-Петербурга» отметила, что, несмотря вынужденную остановку в атеистическом ХХ веке, современная иконопись развивается. Она коснулась разнообразия иконографии образа святого Александра Невского, что отражает разносторонность русского человека, присутствие в нем творческого начала, а также истории и иконографии некоторых икон работы петербургских мастеров. Например, один из настоятелей петербургских храмов заказал икону Афонской Богоматери, с которой поднимался на Святую гору Афон. Необычный образ написан для храма в Бизерте (Тунис) – на нем изображены военные корабли. У некоторых святых, прославленных недавно, есть уже богатая иконография – например, у святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). Некоторые вполне традиционные образы обретают современное звучание при помощи клейм – была продемонстрирована Тихвинская икона Божией Матери с клеймом, изображающим сюжет возвращения иконы из Америки в Россию. «Икона показывает, чем живет Россия», – заключила лектор.

Директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров выступил с сообщением «Феномен исторической памяти об Александре Невском в контексте культурно-исторического наследия». Образ святого значим для Исаакиевского собора: небесному покровителю города посвящен левый придел. К юбилею была отреставрирована икона «Тайная вечеря» из этого придела. Прошла научная конференция, изданы ее доклады, а также альбом, посвященный образам святого в Исаакиевском, Сампсониевском соборах и «Спасе-на-Крови».

Был показан фильм «Ключ от вечности», посвященный иконописи и реставрации.

Прозвучали доклады научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа Анны Иванниковой «Мемориальные иконы с изображением благоверного князя Александра Невского 1860-х годов и их влияние на развитие иконографии святого во второй половине XIX века», Дмитрия Мироненко «Чудо от иконы Знамение» («Битва новгородцев с суздальцами») XV в.», художника и иконописца, методиста сектора музейной педагогики ГМП «Исаакиевский собор» Георгия Панайотова «Собор Александра Невского в Софии», главного хранителя фондов ГМП «Исаакиевский собор» Мансура Доминова «Использование образа Александра Невского в художественном оформлении Исаакиевского собора», помощника наместника Александро-Невской лавры по реставрации Алексея Одинцова «Новый "старый" облик Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Методика реконструкции», руководителя лаврской швейной мастерской Андрея Коваленко «Проект по изготовлению цельнотканого облачения, посвященного великому благоверному князю Александру Невскому».

Прошел мастер-класс иконописца, мастера по энкаустике, старшего преподавателя СПбДА Андрея Жарова «Восковая темпера, написание лика». Художник рассказал, что его мастерская работает в этой технике около десяти лет. Использование восковой темперы, в отличие от яичной, намного ускоряет процесс работы, с восковыми красками можно работать по-разному. Художник также коснулся вопроса об авторстве икон Андрея Рублева: искусствоведы продолжают спорить об этом, однако сходные живописные приемы позволяют заключить, что автор один и тот же. Мастерство – не значит, что все сразу получается: мастерство – когда понимаешь, как исправлять ошибки.

Завершил первый день работы проекта «круглый стол» на тему «Иконография Александра Невского и особенности художественного убранства Александро-Невской лавры».

Проект объединяет теоретические и практические исследования изобразительного церковного искусства и традиционных и новейших технологий. В нем принимают участие искусствоведы, мастера по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторы из России, стран ближнего зарубежья и Финляндии.

Материалы по теме

Монастыри

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Успенский женский монастырь с. Перевозное
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Макарьева пустынь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь