21 января 2019 года, в преддверии XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, в Духовно-просветительском центре Александро-Невской лавры «Святодуховский» состоялся круглый стол «Древние монашеские традиции в условиях современности». Мероприятие возглавил благочинный монастырей и монастырских подворий Санкт-Петербургской епархии, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий.
В круглом столе приняли участие настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), насельники Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни иеромонах Филарет (Коноплев) и Авель (Филипенко), братия лавры, насельницы Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Поводом для обсуждения особенностей и характерных трудностей, связанных с молодым поколением монашествующих, стала тематика Рождественских чтений этого года, посвященная молодежи, принципам ее свободы и сферам ответственности.
Епископ Назарий определил повестку круглого стола, в которую вошли темы, посвященные основным характеристикам «молодого монашества», проблемам ответственности в воспитании молодых послушников, важности приобретения благих навыков в первые годы жизни в обители, пользе и негативным последствиям от современных технологий в монашеской жизни, внутренним и внешним трудностям, с которыми встречается новоначальный послушник.
О различиях между городскими монастырями и отдаленными обителями, их внутренней жизни и уставах зашла речь в начале обсуждений. По словам владыки Назария, в условиях современных реалий положения внутреннего устава городского монастыря труднореализуемы. Епископ Назарий предложил сделать сравнительный анализ уставов главных монастырей, отметив положения, которые устарели с течением времени и стали историческим свидетельством устроения древних монастырей.
«Естественно, основы монашества должны быть незыблемы, это догматика монашеского устроения, наш стержень и опора. Но, к сожалению, исходя из реального положения дел на сегодняшний день, две трети приходящих в современные монастыри неспособны реализовать в своем служении все те внутриуставные положения, которые переходят из поколения в поколение от древних монастырей.
Если отвечать на вопрос, от чего отрекается современный молодой послушник, придя в монастырь, могу сказать, что, на мой взгляд, ни от чего, – продолжил епископ Назарий. – Всё, что у него было в миру, он и приносит в монастырь. И тогда братия сталкивается с очередными трудностями мирского влияния, а иногда и подпадает под него. Именно источник будущего монашества является одной из основных проблем, связанных с современными монастырями. С одной стороны, наблюдается нехватка желающих посвятить свою жизнь Богу в монастыре, а с другой стороны, из-за угрозы, приходящей к нам из мира, стирающей грани, я беспокоюсь за тех, кто уже выбрал для себя монашеский путь», – сказал владыка наместник.
Среди проблем современного монашества епископ Назарий выделил искушения современными технологиями. Обсуждая правильность использования достижений современных технологий в монашеской жизни, наместник отметил, что любое изобретение можно научиться использовать во благо: «Среди возможностей, которые нам дают современные технологии, таится огромное множество соблазнов, но можно использовать эти технологии с пользой и разумением, имея правильную цель и духовный опыт».
Молодые послушники не лишаются ни свободы, ни ответственности за свои поступки. По словам наместника, «Господь дает широкую свободу человеку. Но человек, особенно тот, кто пришел в монастырь служить Богу, должен выбрать только то направление свободы воли, которое приведет его к спасению. А свобода без Бога – это беспредел. И если отречения от такой свободы не наступает с приходом в монастырь, то на путь спасения души встать не получится даже в стенах обители».
С докладом об особенностях внутриуставной жизни современного женского монастыря, а также о трудностях, с которыми сталкивается молодое женское монашество, выступила игумения Илариона. Среди первоначальных трудностей молодых послушниц матушка Илариона выделила психологические аспекты, связанные с отказом от мира, освоение навыка послушаний.
«Если говорить о молодом поколении послушниц, то, к сожалению, нужно констатировать, что оно страдает бессилием как физическим, так и духовным. Чтобы молодого человека настроить на работу духа и тела, нужно приложить массу усилий и времени, несмотря на его способности и желание. Размышляя о том, почему в монастырь не стремятся прийти молодые люди, а также о проблеме "вымирания" монастырей, я сравнила нынешний период с периодом рассвета женского монашества в России. Исходя из этих сравнений, можно определить, что на Руси в XIX веке существовали крестьянское сословие и интеллигенция, из которого пополнялись ряды послушниц в женских монастырях, и средний возраст молодых послушниц был 20 лет. Сейчас, к сожалению, нет социального сословия, к которому можно было бы обратиться с призывом к монашеству. Сословий социальных не осталось, зато люди теперь делятся по страстям. Социальная деятельность Церкви сейчас ориентирована на неблагополучные категории населения, которые, в свою очередь, и дают приток послушников. Трудности подобных социальных слоев населения формируют проблемы современных монастырей. Приходы храмов не дают ни монашествующих, ни духовенства. В воскресных школах почти не ведутся беседы о монастырях. Идеалы монашества уходят из церковного сознания. Все эти факторы уменьшают возможность притока благочестивых людей в монастыри», – считает матушка Илариона.
На круглом столе также зашла речь о налаживании взаимоотношений и преемственности между монастырями и приходами, о важности повышения уровня знаний духовных основ мирянами и привлечении в качестве учителей и наставников насельников и насельниц монастырей. Епископ Назарий предложил ввести среднюю ступень духовного образования, которая была бы продолжением обучения в воскресной школе и предшествовала бы поступлению в духовные семинарии и академии. Кроме того, наместник поделился опытом создания образовательных курсов с начальным изучением дисциплин, входящих в программу первых классов семинарии на базе Александро-Невской лавры.