7 ноября 2025 года в рамках регионального этапа XXXIV Международных Рождественских образовательных чтений в Свято-Троицком Холковском мужском монастыре по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна состоялась монашеская конференция по направлению «Древние монашеские традиции в условиях современности».
В собрании участвовали игумены, игумении, насельники монастырей Белгородской митрополии и депутат Белгородской областной Думы от Чернянского района Е.А. Гурова.
Тема чтений: «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени». Участники обсуждали историю и принципы формирования древних монашеских уставов, говорили об их практическом применении в настоящее время.
В докладах прозвучали мысли о том, что полнота просвещения, достижение общего высокого уровня нравственности и гармоничное развитие личности возможны только в повседневной практике христианской жизни, в преображении человека благодатью Божией. Формальное соответствие общепринятым нормам морали, как не имеющее под собой основания, не может принести благих плодов ни для самого человека, ни для общества в целом.
Одним из ключевых моментов мероприятия стала живая дискуссия о практике исполнения обета послушания в повседневной монашеской жизни, о важности святоотеческого восприятия послушания, как духовного делания.
После прочтения докладов к присутствующим обратился руководитель секции игумен Никодим, который поблагодарил всех за участие и отметил объединяющую роль ежегодных монашеских конференций.
Краткое содержание докладов:
- «Монастырские уставы и формирование личности монашествующего». Доклад подготовил насельник Свято-Троицкого Холковского монастыря иеромонах Сергий (Кондрашов). В работе проанализировано происхождение древних иноческих уставов и подчеркнуто, что все они носят характер расширенных комментариев к Священному Писанию и имеют целью сохранение духа ревности первых христианских общин. Отмечено, что изучение Священного Писания должно идти параллельно с приобретением навыков внутреннего и внешнего поведения монашествующих.
- «Преемство древних монашеских традиций как основа формирования личности монашествующего». Доклад подготовил иеромонах Алексий (Черняев), настоятель Николо-Иоасафовского собора г. Белгорода. В докладе отображена единая линия преемства монашеских традиций в процессе его исторического развития – от египетских анахоретов до современных русских обителей. Отмечено, что каждое поколение подвизающихся, усваивая духовный опыт предшественников, обогащает его собственным, принося благой плод не только для спасения собственной души, но и для всей Церкви.
- «Значение игумена в формировании осмысления монашествующим послушания, как свободного следования воле Божией». Доклад подготовил иеромонах Серафим (Богров), настоятель храма Святой Троицы г. Белгорода. В данной работе исследовано формирование игуменского служения в истории монашества. Особое внимание уделено проблемам исполнения обета послушания для современного человека, вступающего в обитель с накопленным багажом представлений и ценностей, противоречащих христианским. Подчеркнуто, что на основании раздела «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника «Слово к Пастырю», игумен в первую очередь обязан вдохновлять монашествующих собственным примером ревностного исполнения Евангельских Заповедей и устава.
- «Просвещение и нравственность в свете святоотеческого учения о спасении. Доклад подготовила монахиня Тавифа (Нестерова), насельница Марфо-Мариинского женского монастыря г. Белгорода. Принципиальным отличием духовного и мирского восприятий просвещения и нравственности, выявлено понимание спасения. Если мир смотрит на спасение, как на снятие ответственности за содеянное, то библейский, святоотеческий взгляд заключается в исцелении и восстановлении человека по образу и подобию Божию. Подлинное христианское просвещение состоит в обожении и преображении всего человека.
- «Внутренняя брань, как путь к духовному просвещению и спасению». Доклад подготовила монахиня Марфа (Боровкова), насельница Воскресенского женского монастыря с. Зимовенька. В данной работе духовная брань монашествующих рассмотрена в контексте единой духовной войны, начавшейся с отпадения Денницы и имеющей завершиться победой Божией в последней битве, о которой сказано в Откровении. Приведены примеры из чинопоследования монашеского пострига о духовной брани и орудиях, необходимых в ней.
- «Значение монашеского подвига в формировании личности монашествующего». Доклад подготовила игумения Елисавета (Гайдарова), Марфо-Мариинский женский монастырь г. Белгорода. В докладе отображено, что главным подвигом, включающим в себя все остальные, является отречение себя, по слову Спасителя «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми Крест свой, и следуй за Мной» (Лк. 9:23). Отречение от мира, исполнение обетов и стяжание добродетелей формируют и преображают личность монашествующих.
