21 июля 2024 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре отметили день памяти явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579).
Праздничные богослужения состоялись в Троицком соборе обители, где были совершены молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому, параклис и Божественная литургия. Богослужения возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Главе Нижегородской митрополии сослужили благочинный Дивеевского округа и старший священник этого монастыря иерей Владимир Каргин, директор и духовник Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) протоиерей Алексий Парфенов, руководитель епархиального отдела по вопросам физической культуры и спорта протоиерей Михаил Минюхин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.
За богослужением молились настоятельница Дивеевской обители игумения Сергия (Конкова) с сестрами монастыря, паломники и прихожане.
В ходе литургии была совершена священническая хиротония диакона Максима Диева.
По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
По окончании литургии ее участники прошли крестным ходом по Святой Канавке.
Затем в Троицком соборе настоятельница монастыря выразила архипастырю благодарность за визит и совершенное богослужение и преподнесла ему заздравную просфору, четки и икону Божией Матери «Казанская».
Управляющий епархией поздравил всех с праздником и обратился к собравшимся со святительским словом: «Сегодня, отмечая день памяти Казанской иконы Божией Матери, мы помним, что именно этот святой образ несли в 1612 году участники нижегородского ополчения, когда шли освобождать Москву от иноземных захватчиков. В нынешнем году 31 июля исполнится 20 лет со дня второго освящения Казанского собора Дивеевского монастыря. На паперти Казанского храма преподобной Александре, первоначальнице Дивеевской, было явление Пресвятой Богородицы, избравшей эту землю Своим четвертым уделом. Вспоминая эти и другие исторические и духовные события мы сегодня знаем и понимаем, что без Покрова Царицы Небесной русской земле никак не устоять. Без предстательства Казанской иконы Божией Матери, которая всегда оберегала и оберегает нашу страну, мы не сможем одолеть врагов. Поэтому сегодня, совершая свои коленопреклоненные молитвы перед этим святым образом, мы испрашиваем благословения и утешения Пресвятой Богородицы для всех скорбящих и страждущих. Царица Небесная, помогай нам, охраняй нас, вразумляй нас!»
Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани произошло 8 (21 по новому стилю) июля 1579 года. После покорения Казанского ханства Иоанном Грозным в 1552 году Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой, из татарского плена были освобождены 60 тысяч русских людей. Началось просвещение татар светом евангельской истины, новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около Никольской церкви, истребил часть города и обратил в пепел половину казанского кремля. Злорадствовали противники православия, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но Пресвятая Богородица послала Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
Среди погорельцев был стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, скрытую в земле. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали копать там и обрели святой образ. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святыню в близлежащий храм во имя святителя Николая, откуда после молебна икона с крестным ходом прибыла в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый царем Иоанном Васильевичем. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с образа, явленного в Казани, изложение обстоятельств его обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святыню, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению чудотворного образа, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где совершили первый молебен перед Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Через 15 лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих.
Небольшой образ, обретенный девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стал вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской земле. «Матушка Казанская» не раз указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В период польского нашествия 1605-1612 годов, который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Вскоре ополчение Минина и Пожарского направилось к Москве.
Присоединившиеся к нему казанские дружины принесли с собой список с чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию Пожарскому. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия. Известно, что перед штурмом Москвы ополченцы три дня постились и творили усердные молитвы перед Казанской иконой.
После изгнания поляков из города князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм.
В память освобождения от поляков установлено было совершать 22 октября (4 ноября) особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала лишь в Москве, а с 1649 года оно стало всероссийским. Праздник широко отмечался в России вплоть до 1917 года, после революции же был предан забвению. Возродилась традиция в 2005 году, когда в России появился новый государственный праздник – День народного единства. Установлен он в память о том же событии и в тот же день – 4 ноября.