18 ноября 2024 года, в день памяти 171-летия со дня кончины преподобного Илариона Троекуровского, епископ Елецкий и Лебедянский Максим совершил Божественную литургию в Свято-Димитриевском Иларионовском женском монастыре села Троекурово Липецкой области.
Его Преосвященству сослужило духовенство Липецкой и Елецкой епархий.
За Литургией молились настоятельница обители игумения Матрона (Брыксина) с сестрами, глава сельской администрации А.В. Щербаков, а также многочисленные прихожане и паломники со всей епархии.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением игумении Матроны (Брыксиной).
На сугубой ектении диакон Роман Петрищев вознес особые прошения, затем владыка вознес молитву о Святой Руси.
По окончании Божественной литургии, по традиции в честь престольного праздника, был совершен праздничный молебен Троекуровскому Затворнику и крестный ход вокруг храма.
В завершение епископ Максим обратился к молящимся с проповедью и преподал всем свое архипастырское благословение, вручив иконы и шоколадки.
К концу своей подвижнической жизни старец Иларион настолько ослабел, что не мог уже ходить в храм Божий, редко стал принимать посетителей, а кушать готовили ему раз в месяц. Питался он единственно просфорой и антидором со святой водой. А за сорок дней до кончины затворник уже не вставал со своего диванчика и жизнь свою поддерживал в день несколькими глотками воды из своего головинщинского колодца, за которою нарочно посылал келейного. Он просил Господа открыть приближение смерти каким-либо видимым знаком на руке или ноге. По усердной молитве старца знак этот явился за шесть недель до его кончины, а именно – на левой ноге у него почернел и онемел большой палец. «Теперь я знаю, – сказал старец своему келейнику Спиридону, – что телесная моя храмина скоро разрушится». Тогда же он прозрел глазами, которыми не видел шесть последних лет. За три дня до кончины Иларион пожелал святой водицы из Тюшевского колодца Царицы Небесной Живоносный Источник. Преданные старцу Илариону лица постарались исполнить последнее его желание – Голдобина послала за 40 верст за водою, которая и была ему принесена. Старец в это время лежал на диванчике лицом к стене; обернувшись, он перекрестился, проглотил две ложки святой воды, третью отстранил своей рукой и поблагодарил за любовь. После того он уже ничего не вкушал. Последнюю же исповедь перед кончиною принял друг его о. Никандр Андреев – священник села Губино. 18 ноября (5 ноября по старому стилю) 1853 г. в самую полночь на девяносто восьмом году от рождения троекуровский затворник Иларион Мефодьевич Фокин тихо отошел ко Господу. Весть о его кончине быстро разнеслась по округе, и множество людей из соседних уездов – Данковского, Раненбургского, Елецкого, Липецкого, Козловского и Ефремовского – собрались отдать последний долг почившему подвижнику, благодетелю сирот и утешителю скорбящих, отцу и руководителю ищущих спасения, всецело и всю свою жизнь преданному Господу. По свидетельству очевидцев, народу собралось в Троекурово до 10 тысяч. Почти пять дней тело угодника Божия стояло непогребенным и с раннего утра до поздней ночи служились панихиды об упокоении души его. В продолжение всего времени до погребения тела келья его и храм Божий наполнены были знатными лицами, духовенством, горожанами и крестьянами, богатыми и нищими – все теснились около гроба подвижника, желая воздать ему последнее целование, и оплакивали в нем своего общего отца духовного. Сама же келья и храм исполнены были неземным благоуханием, исходившим из гроба угодника Божия.