В Феодоровском монастыре г. Переславля-Залесского прошел круглый стол «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов»

27 марта 2019 года на территории Феодоровского женского монастыря г. Переславля-Залесского состоялся круглый стол «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов».

Перед началом форума епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в приделе в честь Феодоровской иконы Божией Матери собора вмч. Феодора Стратилата в день его престольного праздника. Затем архипастырь возглавил крестный ход. 

Круглый стол, который предварила пресс-конференция с участием местных и федеральных СМИ, стал  первым мероприятием Свято-Феодоровского историко-культурного форума, в этом году посвященного 1700-летию подвига великомученика Феодора Стратилата и 715-летию основания Феодоровского женского монастыря. Организаторы мероприятия выступили Переславская епархия Русской Православной Церкви и Феодоровский женский монастырь г. Переславля-Залесского.

Участие в круглом столе приняли епископ Переславский и Угличский Феоктист, настоятельница Феодоровского женского монастыря игумения Даниила (Севериненко), настоятельница Никольского женского монастыря г. Переславля-Залесского игумения Евстолия (Афонина), а также ведущие российские историки, культурологи, краеведы, писатели, журналисты, представители Русской Православной Церкви и общественных организаций, среди которых присутствовали: председатель общественной палаты г. Переславля-Залесского И.Ф. Анюховский; член Центрального совета Общероссийского общественного движения «Россия православная» Л.Н. Кривцова; член Союза писателей России и член Союза журналистов Москвы, исследовательница биографии свт. Луки Войно-Ясенецкого Е.И. Каликинская; старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя И.В. Коновалов; старший научный сотрудник Переславль-Залесского государственного музея-заповедника, член союза краеведов России, почетный член ВООПИиК Е.К. Шадунц и другие заинтересованные специалисты.

Работа форума началась с приветствия епископа Феоктиста, подчеркнувшего важность данного события. «Мы надеемся сделать Свято-Феодоровский международный форум ежегодным событием. Возможно, нам удастся запустить и другие просветительские проекты подобного рода. Переславль-Залесский имеет очень выгодное расположение и богатейшую историю. По этой причине он очень удобен для проведения различного рода конференций, в первую очередь, историко-просветительских», – отметил в своем слове владыка Феоктист.

Вначале участники круглого стола затронули вопрос, связанный с проблемами устойчивых краеведческих мифов и ответственным подходом к исторической информации. Краеведческие мифы, такие, как, например, легенды о рождении под Переславлем царевича Феодора и авторстве фресок Феодоровского собора, искажают историческую реальность. Для популяризации ответственного подхода к исторической информации участники круглого стола предложили организовать в рамках Свято-Феодоровского международного историко-культурного форума ежегодную историко-просветительскую конференцию, а также курсы повышения квалификации представителей туристических компаний и экскурсоводов по образовательной программе «Теория и методика организации и проведения экскурсий "Православные святыни земли Переславской"».

В качестве второй темы для обсуждения была поднята проблема зданий бывшей земской больницы в Переславле-Залесском в контексте почитания памяти святителя Луки Войно-Ясенецкого. Е.И. Каликинская, исследователь биографии святителя Луки, напомнила присутствовавшим  о значении имени святого для Переславля, его вкладе в ремонт и новое оборудование земской больницы, трудах и самоотверженном служении своим пациентам – простым переславцам. Слова модератора поддержал председатель Общественной палаты г. Переславля-Залесского А.Ф. Анюховский, отметив, что сегодня здания бывшей земской больницы по адресу ул. Московская, 15 пустуют, разрушаются, нуждаются в постоянном контроле состояния и ремонте. Было внесено предложение обратиться к губернатору Ярославской области Д.Ю. Миронову с просьбой передать здание в пользование Переславской епархии для организации Социально-реабилитационного центра имени святителя Луки Крымского.

Третьей темой для обсуждения стало почитание памяти новомучеников Переславских. Протоиерей Андрей Кульков, ключарь Владимирского кафедрального собора г. Переславля-Залесского, рассказал о проблеме систематизации материалов по новомученикам и исповедникам на примере священномученика Никанора Богданова. Староста храма Е.В. Архипов поделился с собравшимися опытом создания портала, посвященного новомученикам и исповедникам Переславской епархии, а также рассказал о том, как по крупицам собиралась информация о новомучениках с. Твердилкова. Чтобы решить проблему систематизации материалов по новомученикам и исповедникам веры, участниками круглого стола был предложен ряд мер, направленных на популяризацию их подвига, в частности проведение в рамках форума ежегодного круглого стола «Новомученики Переславской епархии: история, опыт, современное почитание», организация сбора материала для написания книги-исследования «Новомученики, исповедники и подвижники благочестия земли Переславской и Угличской».

В качестве заключительной темы обсуждалась роль Феодоровского монастыря и других обителей в формировании социокультурного пространства города.  Сейчас в маленьком городке Переславле-Залесском, где численность населения менее сорока тысяч человек, действует четыре монастыря. Самому молодому из них – Свято-Троицкому Данилову мужскому монастырю – в прошлом году исполнилось 510 лет. Руководитель Отдела охраны объектов культурного наследия Переславской епархии Ю.Ю. Епишкина рассказала о значении Феодоровской обители в формировании архитектурного ансамбля города, важности воссоздания монастырских и храмовых ансамблей, а также о том, что важно воссоздавать не только стены, но и возвращать зданиям их главное предназначение – богослужебную деятельность. Она отметила, что одно из главных влияний монастыря на формирование культурного и духовного облика Переславля-Залесского – это его архитектурный ансамбль, который, к сожалению, частично утрачен. Его основная вертикальная доминанта – колокольня конца XVII века – была разобрана в 30-х годах XX века. По словам Юлии Юрьевны, одной из интересных сторон существования городских монастырей в социально-культурной среде русского города является влияние городских монастырей на формирование визуальной среды и городского ландшафта. Епархиальный специалист сообщила, что с самого своего основания Феодоровский монастырь является не только духовным центром, но и градообразующим элементом городской среды, центром, формирующим вокруг себя ландшафтную архитектуру и оказывающим значительное влияние на культурную и хозяйственную жизнь города.

О значении в жизни каждого христианина колокольного звона, его роли в богослужебной жизни Церкви сообщил старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя И.В. Коновалов. Игорь Васильевич также поделился результатами научных исследований и изысканий о колокольном ансамбле Свято-Троицкого Данилова монастыря г. Переславля-Залесского. Один из колоколов этого ансамбля был изъят царем Петром I и сохранен до наших дней, но, к сожалению, с трещиной. Как отметил докладчик, возможно сделать точную копию этого обнаруженного колокола. 

Об истории и градообразующей роле монастырей г. Углича сообщил игумен Николай (Шишкин), магистр богословия, проректор по научной работе Ярославской духовной семинарии.

Настоятельница Феодоровского монастыря игумения Даниила (Севериненко) отметила, что для обители и ее насельниц самое важное в этом вопросе – его духовное измерение. «Если мы говорим о воссоздании вертикальной архитектурной доминанты, то, прежде всего, должны осознавать это как значимый символ воссоздания "вертикальной", духовной доминанты нашей жизни, ведь материальная культура есть отражение внутреннего мира как отдельного человека, так и целого народа. Раньше монастыри были "центрами духовного притяжения" для жителей окрестностей, а подчас и отдаленных городов. Благочестивые миряне старались равняться на монастырский устав, отправлялись в монастырь постами специально "поговеть", тщательнее подготовиться к принятию Святых Христовых Тайн, стремились к тому, чтобы имена их предков и потомков были записаны для поминовения в монастырских синодиках», – сказала матушка. Поэтому, говоря о воссоздании материальных объектов, по словам игумении Даниилы, нужно, первую очередь, заботиться о том, какую роль они буду играть в формировании духовной жизни города.

После обсуждения участники круглого стола вновь сошлись во мнении, насколько важным становится проведение ежегодной историко-просветительской конференции, на которой ученые и исследователи смогут обмениваться актуальной информацией по истории и духовной жизни монастырей.

Краткая справка

Сохранилась точная дата основания Феодоровского женского монастыря г. Переславля-Залесского – 21 июня 1304 года. В этот день на месте впоследствии образования монастыря произошла битва тверичей и москвичей. Москвичи одержали победу. Это и послужило основанием устройства обители, которая была посвящена великомученику Феодору Стратилату, поскольку знаменательное сражение случилось в день его памяти.


Юлия Стихарева

Материалы по теме

Монастыри

Женский монастырь во имя  мученика Феодора Стратилата г. Переславля-Залесского
Ярославская область, Переславль-Залесский, Московская улица, 85
Женский монастырь во имя  мученика Феодора Стратилата г. Переславля-Залесского
Ярославская область, Переславль-Залесский, Московская улица, 85

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Сурский Иоанновский женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь