В Спасо-Преображенском соборе Арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Арзамаса Нижегородской области продолжается реставрация внутреннего убранства, начатая месяц назад. Комплекс восстановительных работ выполняют специалисты объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия» под руководством Николая Юшкова.
«На данный момент завершены работы по подведению штукатурного слоя в пределах утрат. Сейчас идет процесс подведения грунта. В центральном своде трапезной части храма выполнено укрепление авторской живописи, в частности были расчищены от копоти и промыты расположенные на парусах под куполом изображения четверых евангелистов, копии работ немецкого художника и графика Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, – рассказал Николай Юшков. – В самом центре этого свода производится ремонт авторской кирпичной кладки и воссоздание утраченной. Также начаты укрепление и расчистка свода левого алтаря в трапезной части храма: там открывается изображение ангелов».
По словам руководителя мастерской «Византия», полным ходом идет процесс так называемых «невидимых работ». Чтобы взяться за кисть и приступить к тонировке и воссозданию живописи, где она была утрачена, сначала ее нужно укрепить и расчистить.
В течение всего периода специалисты ведут мониторинг температурно-влажного режима в храме, и в соответствии с ним выбирают время для просушки штукатурного слоя и грунта.
«Надо отметить, что погода в этом году стоит удивительная для этого сезона: сухая и солнечная. При осадках проводить такие работы было бы крайне сложно, поскольку приходилось бы выдерживать огромные временные коридоры для высыхания. Все идет в соответствии с графиком», – подчеркнул Николай Юшков.
За образец при росписях Арзамасского Спасо-Преображенского собора были взяты художественные работы Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда – немецкого художника и графика, получившего широкую известность после создания иллюстраций к Ветхому и Новому Заветам, а также работы художников, которые расписывали Храм Христа Спасителя в Москве. Убранство собора будет выдержано в академическом стиле. В общей сложности на всех внутренних площадях здания сохранены порядка 60 процентов старинных фресок.