3 апреля 2017 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре в рамках проекта «Монашество в истории» прошел второй семинар цикла «История чинов монашеского пострига в Восточной традиции», посвященный чинопоследованию великой схимы.
Семинар провел кандидат богословия, доцент МДА, заведующий кафедрой Церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия священник Михаил Желтов.
На занятии было детально разобрано описание «тайнодействия монашеского посвящения» божественным Дионисием Ареопагитом, епископом Афинским, который включал чин пострижения в монашество в число Таинств Церкви. Опираясь на сочинения древнего церковного автора, ведущий семинара сопоставил структуру чина великой схимы с чином Крещения, указав на основные пункты их сходства. Пострижение в монашество, подобно Крещению, является умиранием для прежней жизни и возрождением в новое бытие.
Отдельной темой разговора стали древние рукописи со свидетельствами о различии монашеских степеней. Первое такое свидетельство содержится в «Евхологии Барберини, 336» конца VIII века, переписанным в южной Италии. Евхологий содержит необходимые тексты для совершения Божественной литургии, служб суточного круга, Таинств и освящений наряду с благословениями и молитвами на разные случаи. По сообщению священника-богослова названный Евхологий содержит Константинопольскую основу. В одном из приложений к нему помещен чин великой схимы.
Другие древние рукописи были найдены в греческом монастыре Святой великомученицы Екатерины на Синае в 70-е годы прошлого столетия.
Славянская рукопись XI века (перевод сделан в конце IX века) тоже содержит чин великой схимы. Есть он и в знаменитой рукописи Парижской Национальной библиотеки № 213 от 1027 года. Опираясь на целый ряд авторитетных агиологических источников, можно сказать, что чин великий схимы сложился в начале XI века и остается неизменным до наших дней.
В рукописях XIII века перечисляются одежды: хитон, куколь, аналав, паллий, пояс и сандалии. К одежде полагалась свеча и на Трапезу ставились ножницы. Присвоение куколя и аналава, которые сейчас составляют исключительную принадлежность облачения великосхимников, было введено после того, как великая схима вошла во всеобщее употребление среди монашествующих. В древности куколь составлял принадлежность всех без исключения монахов.
Также на семинаре была рассмотрена тема негативного отношения прп. Феодора Студита к анахоретству. По мнению преподобного, разделение на великую и малую схимы, уже утвердившееся к его времени в церковной практике, не соответствовало подлинному смыслу монашеского пострижения, которое означало «второе Крещение» и, соответственно, могло совершаться лишь однажды. Если монашество начиналось как движение одиночное, то студитское монашество и последующая реформа монашества XI–XII веков в Византии, нацеленная на возрождение и усиление монашества, основывалась на необходимости киновий.
В семинаре, кроме сестер обители, приняли участие монашествующие из Ярославской и Липецкой епархий и миряне.
На следующем семинаре, который состоится в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре 24 мая, участникам будет предложен детальный разбор чина пострижения в малую схиму. Слушатели также познакомятся с причинами разделения схимы на малую и великую.
Организаторы семинара приглашают на мероприятие всех, кому интересна заявленная тема.