В Иоанно-Предтеченском монастыре продолжается цикл семинаров по истории чинов монашеского пострига

3 апреля 2017 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре в рамках проекта «Монашество в истории» прошел второй семинар цикла «История чинов монашеского пострига в Восточной традиции», посвященный чинопоследованию  великой схимы.

Семинар провел кандидат богословия, доцент МДА,  заведующий кафедрой Церковно-практических наук  Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия священник Михаил Желтов.

На занятии было детально разобрано описание «тайнодействия монашеского посвящения»  божественным Дионисием Ареопагитом, епископом Афинским, который включал чин пострижения в монашество в число Таинств Церкви. Опираясь на сочинения древнего церковного автора, ведущий семинара сопоставил структуру чина великой схимы с чином Крещения, указав на основные пункты их сходства. Пострижение в монашество, подобно Крещению, является умиранием для прежней жизни и возрождением в новое бытие.

Отдельной темой разговора стали древние рукописи со свидетельствами о различии монашеских степеней. Первое такое свидетельство  содержится в «Евхологии Барберини, 336» конца VIII века, переписанным в южной Италии. Евхологий содержит необходимые тексты для совершения Божественной литургии, служб суточного круга, Таинств и освящений наряду с благословениями и молитвами на разные случаи. По сообщению священника-богослова названный Евхологий содержит  Константинопольскую основу. В одном из приложений к нему помещен чин великой схимы.  

Другие древние рукописи были найдены в греческом монастыре Святой великомученицы Екатерины на Синае в 70-е годы прошлого столетия.

Славянская рукопись XI века (перевод  сделан в конце IX века) тоже содержит чин великой схимы. Есть он и в знаменитой рукописи Парижской Национальной библиотеки № 213 от 1027  года. Опираясь на целый ряд авторитетных агиологических источников, можно сказать, что чин великий схимы сложился в начале  XI века и остается неизменным до наших дней.

В рукописях XIII века перечисляются одежды: хитон, куколь, аналав, паллий, пояс и сандалии. К одежде полагалась свеча и на Трапезу ставились ножницы. Присвоение куколя и аналава, которые сейчас составляют исключительную принадлежность облачения великосхимников, было введено после того, как великая схима вошла во всеобщее употребление среди монашествующих. В древности куколь составлял принадлежность всех без исключения монахов.

Также на семинаре была рассмотрена тема негативного отношения прп. Феодора Студита к анахоретству. По мнению преподобного, разделение на великую и малую схимы, уже утвердившееся к его времени в церковной практике, не соответствовало подлинному смыслу монашеского пострижения, которое означало «второе Крещение» и, соответственно, могло совершаться лишь однажды. Если монашество начиналось как движение одиночное, то студитское монашество и последующая реформа монашества  XI–XII веков в Византии, нацеленная на возрождение и усиление монашества, основывалась на необходимости киновий.  

В семинаре, кроме сестер обители, приняли участие монашествующие из Ярославской и Липецкой епархий и миряне.

На следующем семинаре, который состоится в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре 24 мая, участникам будет предложен детальный разбор  чина пострижения в малую схиму. Слушатели также познакомятся с причинами разделения схимы на малую и великую.

Организаторы семинара приглашают на мероприятие всех, кому интересна заявленная тема.  

Материалы по теме

Новости

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Успенский нижнеломовский женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь