В рамках XXIII Богородице-Рождественских чтений в Свято-Никольском Черноосторовском монастыре прошла монашеская конференция

В рамках XXIII Богородице-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии – регионального этапа XXX Международных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский – слава, дух и имя России: "Дела их идут вслед за ними" (Откр. 14:13)» в духовно-просветительском центре «София» при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре прошла монашеская конференция «"Подвигом добрым подвизаться". Внешние труды (праксис) и внутренний подвиг богопознания (феория) в монашеской жизни».

Председателем конференции выступил Преосвященнейший Иосиф, епископ Тарусский, викарий Калужской епархии, председатель Комиссии по монастырям и монашествующим Калужской епархии.

После краткого молебна владыка обратился с приветственным словом к собравшимся и пожелал, чтобы конференция принесла практическую пользу слушателям.

Первый доклад представил епископ Иосиф по теме: «Внешние труды и внутренний подвиг прп. Пафнутия Боровского и его учеников». Владыка напомнил, что около года назад в этом же конференц-зале он выступал с докладом о прп. Пафнутии Боровском и касался вопроса о внешнем подвиге в монашеской жизни преподобного – о телесных трудах и молитвенных аскетических подвигах, как о них свидетельствуют различные житийные источники и Уставы и переписка святого. Однако ключом к пониманию внутренней молитвенной жизни прп. Пафнутия является его связь с русской традицией исихазма, перенятой от учеников и собеседников прп. Сергия Радонежского. Важнейшим же отличием исихазма прп. Сергия и его учеников, а затем и Пафнутия Боровского и его последователей от афонского исихазма является то, что вокруг них вырастали многолюдные монастыри и им зачастую приходилось заниматься административной и хозяйственной деятельностью, совершая при этом подвиг непрестанной молитвы. Самый известный ученик прп. Пафнутия Боровского – прп. Иосиф Волоцкий ошибочно считается сторонником лишь внешнего делания, однако о его внутреннем делании свидетельствует как его Устав, требовавший безмолвного пребывания братии в кельях после повечерия, так и жития его учеников и сподвижников – прп. Кассиана Босого и других.

Доклад на тему «Жизнь и духовные уроки прп. Софрония (Сахарова)» представила монахиня Георгия (Полякова), преподаватель-методист курсов базовой богословской подготовки монашествующих при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре. Показав в биографии святого значение внутренней созерцательной жизни в монашестве, монахиня Георгия перешла к основным положениям богословия прп. Софрония (Сахарова), из которых наиболее важными является учение о Христовом смирении, выраженное в метафоре перевернутой пирамиды и учение о богооставленности, причиной которой является наша гордость, как важном этапе в духовном становлении подвижника, пройдя через который он уже в полноте и праведности получает благодать, которая на новоначальном этапе является даром.

Третий доклад – «Святитель Феофан Затворник Вышенский о делании и созерцании в монашеской жизни» – был представлен настоятельницей подворья Казанского девичьего монастыря (г. Калуга) монахиней Ангелиной (Петровой). Напомнив, что телесные подвиги последователя Христа, по словам епископа Феофана, «это только проходная комната, где и калоши, и пальто терпимы, но в гостиную надо уже все прочь – и входить в чинном наряде», монахиня Ангелина более подробно остановилась на важнейших моментах, которые выделяются в трудах этого духовного писателя и Учителя Церкви: молитве, духовном трезвении, духовной ревности, борьбой со страстями и стоянии перед Богом в самоотвержении.

Доклад об истоках Оптинского старчества в трудах прп. Паисия Величковского представила настоятельница Свято-Успенского Лихвинского женского монастыря игумения Михаила (Осипова). Напомнив, что Богородице-Рождественские образовательные чтения в этом году посвящены святому благоверному князю Александру Невскому, игумения Михаила указала, что и прп. Паисия можно по праву назвать «Солнцем русского монашества, воссиявшем в самое для монашества унылое зимнее время конца XVIII века. Духовное наследие преподобного – монашеская община в 1100 человек 23-х национальностей, в основном славян, свыше 100 монашеских общин, считавшие его учеником и единомышленником в XVIII-XIX веках. Как напомнила матушка Михаила, многие из последователей Паисия донесли свет этого духоносного подвижника до таких известных нам русских оплотов монашества, как Троице-Сергиева лавра, Валаамский, Коневецкий, Кирилло-Новоезерский, Тихвинский, Голутвинский монастыри, Оптина, Давидова, Китаевская, Глинская и Саровская пустыни. Духовными нитями связано Паисиево братство и со многими монастырями современной Украины, Греции, а также западноевропейских стран.

Отчасти подобие этому можно найти в современности лишь в духовном наследии прп. старца Иосифа Исихаста и Пещерника, которому был посвящен следующий доклад игумении Николаи (Ильиной), настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, доклад зачитала благочинная обители – монахиня Серафима (Тубольцева). Доклад, в котором кратко напоминалась история знакомства Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря с духовным наследием и духовной семьей – наследниками старца Иосифа, стал предисловием к документальному фильму «Старец Иосиф Исихаст», вышедшему в этом году стараниями института Максима Грека и Священного монастыря Ватопед, и получивший уже ряд наград на фестивале греческого кино в Лондоне. Русская версия фильма, предоставленная монастырем Ватопед для показа на конференции, еще не представлялась публично, поэтому показ в какой-то мере можно считать премьерным. Видеозаписи рассказов о старце Иосифе «благословенного послушника» старца Ефрема Катунакского, старца Иосифа Ватопедского, митрополита Афанасия Лимассольского, старца Ефрема Ватопедского, перемежающиеся удивительной красоты видами Афона и постановочными монохромными съемками, стилизованными под старое кино, и сопровождающиеся закадровым рассказом об эпизодах из жития старца Иосифа, его поучениях, а также его стихами – таково содержание фильма, по общей оценке на вдохновляюще подействовавшего слушателей конференции.

Последний доклад был от настоятельницы Казанского девичьего монастыря (г. Калуга) игумении Анастасии (Мордмиллович) «Современные воины Христовы: Воспоминания об архидиаконе Илиодоре (Гайриянце)». Рассказав об истории знакомства с отцом Илиодором, о его помощи восстанавливающемуся монастырю, матушка Анастасия пересказала несколько поучительных историй из его жизни, а также из его рассказов, свидетельствующих о нем и как об истинном подвижнике благочестия, преуспевшего и во внешнем делании, и во внутренней молитвенной жизни, стяжании истинных христианских добродетелей – любви к Богу и ближнему, милосердии, неосуждении, несении Слова Божия людям как в своих поучениях и советах, так и в примере своей жизни. По окончании доклада был показан короткометражный документальный фильм об отце Илиодоре, подготовленный Свято-Никольским Черноостровским женским монастырем, собравшем и его духовные наставления, и истории из жизни, и архивные фото конца 1980-начала 1990-х годов времен восстановления Оптиной пустыни.

Конференция завершилась заключительным словом Преосвященнейшего Иосифа, епископа Тарусского, поблагодарившего организаторов конференции и пожелавшего вдохновение, полученное от прослушанных докладов и просмотренных фильмов, воплотить в своей монашеской жизни.

Поблагодарив владыку Иосифа за доклад и ведение конференции от имени Свято-Никольского Черноостровского монастыря и его настоятельницы игумении Николаи, благочинная обители монахиня Серафима преподнесла архипастырю вышитое сестрами и воспитанницами пансиона «Отрада» панно с изображением пеликана, вскармливающего своих птенцов, символизирующее Христа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка