3 февраля 2023 года в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге состоялось совещание, посвященное воссозданию исторического облика обители.
В обсуждении приняли участие митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий, вице-премьер Правительства РФ Татьяна Голикова, министр культуры РФ Ольга Любимова, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Гости осмотрели Александро-Невский храм на втором этаже Благовещенской церкви, переданный монастырю в 2021 году. Первый этаж до сих пор находится в управлении Музея городской скульптуры. Епископ Назарий отметил, что храм составляет единый ансамбль с другими зданиями обители и необходимо вернуть его стенам исторический цвет. Митрополит Варсонофий показал гостям место, где стояла серебряная рака с мощами благоверного князя Александра Невского до постройки в 1790 году Свято-Троицкого собора. В храме проходят богослужения, по заказу Лавры разработан проект воссоздания иконостаса, соответствующего историческим канонам.
В Свято-Троицком соборе – основном объекте, на котором начались реставрационные работы – помощник епархиального архитектора Алексей Одинцов рассказал о концепции воссоздания интерьеров. В 2021 году был проведен комплекс научно-исследовательских работ по живописному оформлению, архитектурному и скульптурному убранству храма. Его интерьер представляет собой смешение элементов отделки как относящихся к разным периодам оформления, так и не существовавших. Реставраторы вернут интерьерам облик XIX века, созданный академиком Федором Солнцевым.
«Мы можем говорить, что именно этот интерьер собора дал начало русскому стилю и эпохе его формирования, – подчеркнул эксперт. – Долгое время предполагалось: то, что мы видим в храме, это всё, что осталось на послевоенный период. Но данные из архива ГИОП показали – к 1934 году в наибольшей сохранности был интерьер именно академика Солнцева. Открытием стало, что колонны были выполнены под яшму и отвечали богослужебному значению в качестве золотых столпов, поддерживающих небесный свод. Сам свод должен быть не такой черновато-коричневый, а голубой. К 2025 году мы должны вытянуть интерьер собора на так называемую эпоху расцвета памятника 1862 года. Важно также восстановить живопись, которая входит в сферу музейной охраны».
По мнению Алексея Одинцова, в соборе сохраняются и могут поддерживаться в нужном состоянии предметы из музейного фонда. Примером тому служит самое большое в России полотно кисти фламандского художника XVII века Якоба Йорданса «Оплакивание Христа». Картина, подаренная собору императрицей Екатериной II, в 2019 году экспонировалась в Эрмитаже и Пушкинском музее Москвы.
Помощник наместника Лавры по реставрации Татьяна Афанасьева сообщила журналистам, что работы начались на шести объектах монастыря. В Свято-Троицком соборе комплексная научная реставрация не проводилась с 1950-х годов. Запланированы замена кровли, ремонт гидроизоляции и фундаментов, переборки стропильной системы, инженерных сетей, обеспечение современными системами безопасности. Реставрируется станковая живопись. В соборе находится крупнейшая в России немузейная коллекция станковой живописи.
Реставрация проходит на территории действующего монастыря. Собор не планируют закрывать для прихожан. Разработан поэтапный график работ. Будет не только воссоздан исторический облик интерьеров собора, он станет удобным и приспособленным к современным реалиям, а главное – будет отвечать музейным требованиям, режимам хранения живописи и прочих предметов.