В Серафимо-Дивеевской обители началась выпечка артосов

12 апреля 2021 года, в понедельник 5-й седмицы Великого поста, в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре началась выпечка артосов. До Пасхи нужно успеть изготовить не менее ста пятидесяти артосов – не только для самого монастыря, но и для подворий, и для скитов обители.

Выпечка артоса началась с молебна на начало благого дела. Молебен в монастырской просфорне совершил клирик Серафимо-Дивеевского монастыря иерей Олег Зырянов, на нем молились монастырские сестры-просфорницы, которые будут печь артосы, и сестры-пекари, которым предстоит изготовить пасхальные куличи.

Выпечка артосов – сложный и длительный процесс. Тесто для артоса практически не отличается от просфорного, в его состав входят те же ингредиенты: вода, мука, соль и дрожжи.

Сестры трудятся в две смены. Выпеченные артосы остывают и утром их относят в холодильник для хранения до праздника Пасхи.

За одну выпечку сестры изготовляют восемь артосов. В день совершается две выпечки.

Краткая справка

Артосом называется особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. В Типиконе артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой – это символ целостности Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.

Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, Его ученики и последователи собирались на общую молитву и, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб.

Продолжая апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили традицию в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

В Дивеевской обители эта традиция сохраняется: всю Светлую седмицу артос лежит у открытых Царских врат, а после каждой Божественной литургии священство, сестры и прихожане совершают с артосом крестный ход по святой Канавке. Затем при пении тропаря его приносят в трапезную. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни. После трапезы совершается возношение артоса, а потом при пении 9-й песни пасхального канона он снова переносится в храм. В субботу Светлой седмицы совершается чин раздробления артоса, после чего его раздают всем прихожанам.

Материалы по теме

Публикации

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Инокиня Иулиания (Игонина)
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Инокиня Иулиания (Игонина)

Монастыри

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Прудовый переулок, 3Б
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Прудовый переулок, 3Б

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»