В Севастополе показали примерный вариант будущего железнодорожного обхода Свято-Климентовского мужского монастыря в Инкермане. Если проект одобрят, то появится новый участок железной дороги, который будет проходить вдали от святого места. О необходимости спасти монастырь от грохота поездов говорят уже много лет.
Изображение нового железнодорожного обхода появилось в материалах историко-культурной экспертизы проекта. На снимках видна новая часть дороги, которая будет проходить условно над рекой Чёрной и действующей трассой, соединяющей Севастополь и Инкерман. Если это решение посчитают основным, то будет построен новый участок пути от уже существующего переезда (ПК15290+50). Затем обход превратится в кривую, которая сместится примерно на 510 метров относительно того варианта, по которому сейчас ходят поезда.
«Далее предусмотрена прямая вставка длиной 32,06 метра, после чего трасса кривой радиусом 345 метров проходит на максимально возможном расстоянии от монастыря, на данном участке устраивается железнодорожная эстакада. Пересекаемая автодорога Симферопольское шоссе на данном участке переустраивается», отмечается в документе.
Таким образом, можно предположить, что будут вестись масштабные дорожные работы. Участок, по которому сейчас ездят машины, один из основных для въезда или выезда в этот район Севастополя. Если его закроют на длительное время из-за строительства обхода, то десятки тысяч людей будут вынуждены заезжать в Инкерман через трассу «Таврида», Президентскую дорогу, а это – существенный крюк. Бензин, само собой, никому оплачивать не будут.
Проект железнодорожного обхода планировали представить ещё в 2021 году. Также ожидалось, что строительство начнётся в 2024 году. Однако пока не уточняется, когда именно могут стартовать работы.
«Монахи давно говорят о том, что нужно убрать железную дорогу. Я ходила раньше в воскресную школу, мы часто слышали о том, что нужно что-то изменить, что мешают поезда. Если так сделают, наверное, будет лучше. Но вопрос опять же в том, сколько денег потребуется, какие сложности это создаст для жителей Инкермана», – поделилась мнением с «Крымской правдой» местная жительница Ирина Бондарёва.
Обсуждение проекта ведется уже три года. Изначально планировалось, что новая железная дорога в Севастополе пройдет по карьеру и двум тоннелям.
«Железная дорога в обход Инкерманского Свято-Климентовского монастыря предусматривает прокладку новой трассы на максимальном отдалении от храма через инкерманские каменоломни. Протяженность участка переустройства – 1,6 километра. Одним из рабочих вариантов является прохождение тоннеля ниже подошвы Загайтанской скалы – на безопасной для объектов археологического наследия глубине. При этом любой вариант прохождения трассы исключает негативное воздействие на уникальные культурные и природные памятники», – поясняли в пресс-службе КЖД.
Также было объявлено, что строительство железной дороги в обход Инкерманского монастыря включено в Федеральную целевую программу развития Крыма и Севастополя. Предполагалось, что для обустройства новой электрифицированной ветки выделят 3,94 миллиарда рублей. Проект обещали реализовать в 2021-2023 годах.
Госзаказчиком было названо Федеральное агентство железнодорожного транспорта, а застройщиком – ФГУП «Крымская железная дорога».
Губернатор Севастополя Михаил Развожаев заявлял о том, что готовый проект сначала изучат в правительстве, потом согласуют с местными жителями.
«Без нашего с вами решения никакой проект реализовываться не будет, – заверял он. – Никто никуда не спешит, никаких быстрых и срочных решений здесь быть не может: если уже делать, то делать хорошо, добротно, на века и чтобы это действительно принесло пользу».
Будет ли реализован новый проект и сколько затрат он потребует – не уточняется. Также неизвестно, какие временные рамки отводятся на его воплощение в жизнь. Севастопольцы неоднозначно отнеслись к масштабной стройке. Одни считают, что такой вариант вполне допустим и необходим, другие указывают на то, что деньги нужно тратить на помощь бойцам, находящимся в зоне проведения Специальной военной операции.
Краткая справка
Инкерманский монастырь связан с именем ученика апостола Петра, четвертого папы Римского священномученика Климента. Святой был сослан в инкерманские каменоломни в 98 году, а в 101 году утоплен по приказу императора Траяна. Первый пещерный монастырь в Инкермане был основан в VIII-IX веках, в период иконоборчества в Византии.