В Щегловском монастыре Тулы прошел региональный этап монашеской секции Рождественских чтений

20 ноября 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во исполнение решения Священного Синода Русской Православной Церкви в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре Тулы прошла региональная секция XXXII Международных Рождественских образовательных чтений на тему «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».

По завершении Божественной литургии, совершенной в соборе в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» наместником обители архимандритом Клавдианом (Ларьковым) в сослужении благочинного монастырей Тульской епархии игумена Агафангела (Болдина), настоятелей монастырей, монашествующих в священном сане и духовенства обители, состоялась монашеская секция региональных Рождественских чтений на тему «Древние монашеские традиции в условиях современности».

Перед началом работы игумен Агафангел передал благословение правящего архиерея митрополита Тульского и Ефремовского Алексия на предстоящие труды и поздравил архимандрита Клавдиана с тезоименитством, поблагодарив его за организацию мероприятия.

Первая докладчица игумения Алексия (Бажина), настоятельница Никольского женского монастыря села Венев-Монастырь, поделилась мыслями об «Отражении опыта духовной жизни в творческом наследии русского монашества», отметив, что духовная жизнь, как посвящение человеком свой жизни на всецелое исполнение воли Творца, является всеобъемлющим смысловым и практическим фокусом внимания каждого монашествующего.

«Русское монашество явило много миру многих весьма преуспевающих тружеников на ниве Христовой, – продолжила игумения Алексия. – Эти люди явили миру со всей убедительностью ту красоту, которая вложена в человеческую природу ее Творцом, и ради достижения которой они возлагали на себя не поддающиеся подчас воображению подвиги. Эту красоту можно узреть и обычным человеческим взором, если он хоть немного сопряжен со взором души. Самый яркий пример – икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева».

Насельник Щегловской обители иеродиакон Арсений (Романов) выступил с докладом на тему «Старчество, как плод духовной культуры монашеской жизни». Основой доклада стала мысль о том, что люди, искренне желающие встать на монашеский путь, встречаются со множеством внутренних препон, главная из которых – прерывание традиций, которые каждой обители приходится ныне собирать буквально по крупицам: «Основная задача в таком случае особенно трудна – совместить восстановление стен с восстановлением монашеского духа жизни. Основа же для этого – опыт старцев и святых подвижников, сила которых заключалась в деятельном прохождении великой науки духовного самоочищения, посредством которого они делались сосудами благодати Божией, благодати изобильной и целительной для всех, кто искал у них внутреннего обновления ради стяжания высших духовных ценностей».

Обсуждая доклад, игумен Агафангел отметил, что феномен русского старчества заложен в примере духовного общежития, которое и давало миру старцев, обладающих неисчерпаемой внутренней силой, помогающей им вести своих духовных чад к обретению Божественной любви и любви к Богу.

В докладе монахини Серафимы (Столяровой) из Богородице-Рождественского монастыря поселка Горелки «Изучение и восприятие святоотеческого наследия в современных монастырях» был обобщен и проанализирован опыт жизни во многих обителях.

Докладчица посетовала, что, к сожалению, распределить свой монашеский день так, как полагается, не всегда удается из-за внешних факторов, однако пути решения есть: «Первый пример – святая обитель Ватопед. Несмотря на то, что у монастыря большое хозяйство, ведутся строительные и ремонтные работы, осуществляется ежедневный прием и обслуживание паломников, братия занята на туровых послушаниях не более 5 часов в день, а все остальное время отдается келейной молитве, чтению и участию в богослужениях.

Святые отцы призывают нас наполнить монашеские обеты догматическим содержанием, понимая их действительно в свете святоотеческой мысли. Тогда возможно восстановление духа жизни – когда возрождение происходит в духе и в сердце самого человека, рождается и монашество.

Являясь первым поколением монашествующих в возрождающихся монастырях, мы являемся своего рода удобрением для последующих поколений иноков, которые станут благоуханными цветами».

Председательствующий игумен Агафангел отметил, что некоторые из приведенных монахиней Серафимой примеров могут быть взяты на вооружение и в тульских обителях. В частности практика духовных бесед игумена с братией монастырей и общих чтений, посвященных разбору наиболее сложных мест Священного Писания.

В завершении работы монашеской секции региональных Рождественских чтений, благочинный монастырей Тульской епархии игумен Агафангел (Болдин) поблагодарил присутствующих за понесенные труды и выразил общую благодарность митрополиту Тульскому и Ефремовскому Алексию за духовную поддержку встречи.

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пермский Успенский женский монастырь
Рязанский Казанский женский монастырь
Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь
Свято-Троицкий мужской монастырь с. Тарасково г. Новоуральска
Великомученика Феодора Стратилата мужской монастырь «Ай-Тодор» у с. Малое Садовое (Челтер-Коба)
Пермский Богоявленский мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь
Свято-Покровский женский монастырь г. Якутск
Муромский Благовещенский мужской монастырь
Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь