2 июля 2020 года в Старицком Свято-Успенском мужском монастыре открылась мультимедийная выставка «Валаам. Пространство вне времени».
Проведение выставки в древней Старицкой обители стал возможным благодаря сотрудничеству Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря, Российской национальной библиотеки (СПб), Клуба коллекционеров фотографии, творческого объединения «Парсуна» и фестиваля «Родня».
На выставке представлены 3D-реконструкции фотографий Старого Валаама, современные «360-градусные» VR-панорамы, подлинные отпечатки и артефакты XIX–XX веков из частных собраний, а также портретная галерея братии Валаамского монастыря в исполнении современных авторов. Вся экспозиция построена особым образом, погружающим зрителя в природный, архитектурный, исторический и духовный мир Валаама.
Особое место на выставке будет уделено «Валаамской почте» – открытым письмам на фотографических бланках, отправленных с Валаама и на Валаам. Среди них уникальное письмо первых дней начала первой мировой войны, письма паломников, автографы игумена и насельников монастыря.
Экспозиция размещена в выставочном зале Свято-Успенского монастыря в г. Старице, в подклети Введенской церкви, построенной в XVI веке по указу царя Иоанна Грозного.
Глубоко символично, что эта экспозиция первой после Валаама развернута на малой родине игумена Дамаскина Валаамского: в 25 км от святой обители бережно сохраняется могила родителей этого подвижника, особо почитаемого на Старицкой земле.
Создание экспозиции стало возможно благодаря поддержке игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия, который благословил проведение выставки в стенах обители первого патриарха.
Экспозицию открывает большое фоновое изображение Валаамской обители: это воссозданный аутентичный фон, который использовался в фотомастерской Валаама в XIX веке; сегодня на этом фоне могут сделать фото на память посетители выставки.
Экспозиция открыта до сентября 2020 года.
Краткая справка
Со второй половины 1850-х годов фотомастерские появляются в русских монашеских обителях, в первую очередь на Афоне. В то же время возникает фотомастерская в Троице-Сергиевой лавре. Чуть позже в Киево-Печерской лавре, Оптиной пустыни, на Валааме.
Валаамская мастерская внесла наибольший вклад в то, что сегодня называют «жанровой фотографией»: братия на рыбной ловле, сборе урожая капусты, в мастерских, на строительстве собора, на покосе, на отдыхе. Многочисленные фотографии скитов и их насельников, выразительные портреты схимников в окружении суровой и девственной природы.
Отпечатки из Валаамской фотомастерской разъезжались по всей стране в багаже многочисленных паломников, сохранявших таким образом память о потаенной на далеких островах обители, ее старцах, монашеских трудах, великолепной архитектуре, величественной природе и особом духовном устроении. Паломники тоже не забывали сняться на память на «фоне» обители, нарисованном на холсте.
С началом возрождения обители была восстановлена и фотомастерская. Снять монастырскую жизнь не просто, это занятие требует особого сосредоточения и настроя. Кроме того, братия должна довериться снимающему. Одним из таких авторов стал священник Игорь Палкин, приезжающий на протяжении нескольких лет на остров, иногда по долгу службы, сопровождая Святейшего Патриарха Кирилла в его ежегодных поездках на Валаам. Чаще, в дни своего отпуска, он входит в пространство монашеской жизни, проживает ее вместе с братией и снимает. Иерей Игорь Палкин неоднократно бывал и в Старицком Свято-Успенском монастыре.