В Никольском храме Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря по инициативе митрополита Казанского и Татарстанского Феофана и при содействии музея-заповедника «Остров-град Свияжск» и Республиканского фонда «Возрождение» создается музей истории обители.
Интерьеры музея оформляются дизайнерской мастерской «Айбят», руководителем которой является Сергей Насекин.
«Музей, созданный в Никольской церкви Успенского монастыря — это уникальный опыт взаимодействия с церковными структурами. Есть и другие примеры сотрудничества в этой области. Чем уникален наш музей? Он находится на территории объекта Русской Православной Церкви и на территории объекта ЮНЕСКО. Музей-заповедник, являющийся организацией, на которую возложены функции оперативного управления культурным объектом ЮНЕСКО, плотно взаимодействует с монастырем. Музей готовит отчеты для ЮНЕСКО, а в монастыре создана структура, отвечающая за сохранность объекта. Кроме того, в музее-заповеднике создана группа мониторинга буферной зоны этого объекта», — рассказывает директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин.
По словам директора, музей истории Свияжского Успенского монастыря, созданный научной группой музея-заповедника и представителями Татарстанской митрополии, выполняет несколько функций. Он знакомит посетителей с историей древней обители, Успенского собора и его уникальных фресок. Кроме того, гости Свияжска знакомятся в нем с историей Православия.
«Как только Свияжск стал объектом ЮНЕСКО, количество иностранных гостей увеличилось в разы. Европейские туристы в общих чертах знакомы с историей объекта, но мы должны помнить и о гостях из Азии», — говорит Артем Силкин.
В музее истории монастыря туристам будет демонстрироваться десятиминутный фильм о фресках Успенского собора. Для этого специально оборудован небольшой кинозал. После сеанса гости будут знакомиться с фресками непосредственно в Успенском соборе.
Второй задачей музея является миссионерство. «Значительная часть стендов музея носит миссионерский характер. Они знакомят посетителей с основами Православия на четырех языках — русском, татарском, английском и китайском. Туристы смогут узнать, как устроен православный храм. Кроме того, здесь содержится информация о монашестве и о Православии в Поволжье. Создавая миссионерские стенды, мы в первую очередь думали о вопросах, часто задаваемых туристами», — рассказывает наместник Успенского мужского монастыря игумен Симеон (Кулагин).
Отец Симеон раньше преподавал историю в вузе. Однажды, совершая паломничество в Оптину пустынь, он решил там остаться. Принял монашеский постриг. Полтора года назад был назначен Священным Синодом наместником Свияжской обители.
Несколько стендов рассказывают о том, как Успенский монастырь получил статус объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. На витринах музея можно увидеть иконы, богослужебную утварь, книги.
После десятилетий безбожия сложно найти экспонаты, имеющие отношение к Свияжскому монастырю, поэтому наместник монастыря обращается с просьбой к обладателям артефактов принять участие в формировании экспозиции.
«Часть экспонатов подарили неравнодушные люди. Что-то хранилось в монастыре, а что-то предоставил директор музея-заповедника Артем Силкин», — поясняет игумен Симеон.
В музее много раритетов. Например, псалтирь XVII века с печатью «Библиотека Успенского мужского монастыря». Псалтирь подарили музею верующие, сохранившие ее в годы безбожия. Имеется в музее необычная круглая икона святителя Николая Чудотворца, а также фотография первого богослужения в Успенском соборе после его закрытия, состоявшегося в 1988 году.
В настоящее время на территории Никольской церкви создается парковая зона, поэтому музей пока не открыт для массового посещения. По мнению игумена Симеона, светские экскурсоводы не знают всех тонкостей церковной экспозиции, поэтому в музее будет постоянно дежурить представитель монастыря, хорошо знающий церковную историю.
Краткая справка
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь – действующий мужской монастырь Казанской епархии Татарстанской митрополии, колыбель православия Казанского края и Поволжья. Является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был основан в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Основателем монастыря и его первым настоятелем стал архимандрит Герман (Садырев-Полев), позже ставший вторым архиепископом Казанским, (1564-1566, прославленный в лике святых как святитель Герман, Казанский чудотворец. Его цельбоносные мощи – главная святыня монастыря с 1592 года.
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь – главный православный духовно-просветительский и миссионерский центр Казанской епархии и Среднего Поволжья на протяжении XVI-XVIII веков. По сохранившимся сведениям, типография для печати Священного Писания и богослужебных книг появилась в монастыре ещё при святителе Германе – раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве. В XVI-XVIII веках монастырь был богатейшим в Среднем Поволжье и входил в число 20 самых известных в России. По монастырской реформе 1764 года, монастырь возведён в I класс – высший для монастырей Российской империи.
9 августа 1918 года красноармейцами был зверски убит без суда последний настоятель обители – епископ Свияжский Амвросий (Гудко), прославленный в лике Собора Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году.
В годы становления безбожной власти монастырь был закрыт и разграблен, а рака с мощами святителя Германа вскрыта. Впоследствии, мощи были сокрыты под престолом кладбищенского храма Ярославских чудотворцев города Казани, а в 2000 году вновь возвращены в Свияжск. В советское время территорию обители занимала психиатрическая больница. В 1997 году началось возрождение Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря.
Уникальный исторический архитектурный ансамбль монастыря не имеет равных в Среднем Поволжье. Древнейшие его храмы – Успенский собор (1561) и Никольская трапезная церковь (1556) с 43-метровой колокольней – признанные шедевры русского зодчества XVI века. Успенский собор украшен фресками 1561 года. Фрески внутри собора занимают общую площадь 1080 м². Это один из двух храмов России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного.