14 мая 2020 года, в день памяти прп. Пафнутия Боровского, в Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевом Боровском мужском монастыре Калужской епархии состоялся престольный праздник.
В этом году празднование в монастыре проходило без присутствия гостей и паломников. Богослужение в соборе Рождества Богородицы совершили насельники обители: архимандрит Иосиф (Королев), иеромонах Аникита (Жуков) и иеродиакон Илия (Рыжкин).
За Божественной литургией после сугубой ектении была вознесена молитва, чтомая во время распространения вредоносного поветрия, а на заупокойной ектении были помянуты предки преподобного Пафнутия – блаженные Мартин, Иоанн и Фотиния.
По окончании крестного хода была прочитана молитва основателю обители. Для прихожан монастыря была организована трансляция богослужения.
В завершение отец Иосиф обратился к молящимся с пастырским словом:
«Сегодня мы совершаем празднование памяти великого угодника земли Русской – преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца. Будущий святой происходил “от благого корене“, как сказано в его житии, и при Святом Крещении получил имя Парфений. Влекомый любовью к Богу, он оставляет мир и всё, что в мире, и уходит в Высоко-Покровский монастырь, где принял постриг с именем Пафнутий. Примерно через 20 лет он становится игуменом, в возрасте около 50 лет тяжело заболевает, принимает схиму. Получив выздоровление от болезни, понимая, что это произошло с ним по Промыслу Божию, он оставляет настоятельство над обителью и 23 апреля 1444 г., на праздник великомученика Георгия Победоносца, он уходит с одним учеником в “подолие“ между двух рек, Протвой и Истермой. Так было положено начало одному из самых известных монастырей Руси. Какова же была причина основания монастыря? Сам святой говорил, что сама Пречистая повелела ему создать эту обитель, которую он посвятил славному ее Рождеству.
33 года игуменствовал преподобный Пафнутий в своем монастыре. Историк В. О. Ключевский утверждал, что он имел характер “один из своеобразных, крепких и любопытнейших в древнерусском монашестве“. Он научился сочетать в себе как внешние подвиги, так и внутреннее духовное делание. Мы видим его как деятельного хозяйственника, который сам рубил дрова, копал грядки, носил воду, поднимал стройматериалы на строящийся собор в возрасте 72 лет. Сказано, что он был искусным во всяком человеческом деле.
Но главным в нем были не внешние подвиги, а глубокая внутренняя духовная жизнь. Непрестанно пребывая в молитве, преподобный Пафнутий “в молитвах и постах“ исполнился дарований Святого Духа, как сказано в тропаре ему. И он жил в постоянном горении духа, не давая ему угаснуть. Он раньше всех ночью приходил на службу, а в келии его молитва не прекращалась: по четкам он постоянно читал Иисусову молитву и с ней сидя засыпал. Подвижник был делателем непрестанной умной молитвы, подобным афонским отцам-исихастам, которые сподобились видеть нетварный Божественный свет. Этим “Божиим светолитием“ (кондак прп. Пафнутию) был просвещен и боровский игумен.
Святой Пафнутий удивительным образом сочетал в себе качества опытного руководителя, духовника, строгого исполнителя церковных правил, любвеобильного пастыря, строгого постника и делателя непрестанной Иисусовой молитвы.
Слава о подвигах преподобного распространилась по всей Руси, и “жития светлостию“ он просветил свое Отечество. Стяжав дары Святого Духа, он смог их передавать и другим людям, во множестве стекавшихся к нему. Еще при жизни его почитали как великого святого. К нему ехали богатые и бедные, князья, бояре и простые люди, и никому он не отказывал в помощи, совете и утешении. Со всеми, сказано, он общался одинаково. Ответная же к нему любовь братии была такова, что во время погребения старца никто не мог исполнять песнопений погребения от великого рыдания братий.
Обитель Рождества Богородицы стала одной из крупнейших по количеству братий, и ученики святого игумена приобщились к его святости, и некоторые из них были признаны Церковью святыми. Неслучайно некоторым историками считается, что монастырь святого Пафнутия в конце XV века стал духовным центром Руси.
И сейчас, в это непростое время, мы прибегаем к преподобному как к отцу, прося его помощи и поддержки. Сам он пережил эпидемию чумы, когда был в Покровском монастыре на Высоком. Это было в 1426 году, когда от мора умерли и боровский князь Симеон, и игумен обители, многие монахи и миряне. Впоследствии святой в беседах с братией рассказывал об этой эпидемии, которая оставила отпечаток в его памяти на всю жизнь. Он говорил, что некоторые христиане в то время перед смертью каялись, принимали постриг, а многие, наоборот, безудержно предавались пьянству и тут же за столом умирали. Это и нам должно служить примером в этот непростой период нашей жизни.
Этот год необычен для нас в том отношении, что праздник Пасхи пришелся на 6 апреля по старому стилю, как и в год кончины святого, в 1477 году. А умер он в четверг 4-й седмицы по Пасхе, то есть этот день совпадает с сегодняшним. По завещанию игумена, никто из мирян не смог прийти в этот день в обитель проститься с ним. Так получилось, что и в этом году мы празднуем одни, без паломников, что явилось для многих большой скорбью. Но мы верим, что нас не оставит преподобный, и даст утешение, и испросит нам милости от Господа».