5 декабря 2023 года в рамках Регионального этапа XXXII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» в Свято-Димитриевском Троекуровском Иларионовском епархиальном женском монастыре состоялся круглый стол на тему «Древние монашеские традиции в условиях современности».
В данном мероприятии приняли участие члены епархиального отдела по монастырям, игумении и насельники епархиальных монастырей.
С приветственным словом к собравшимся обратилась руководитель епархиального отдела по монастырям, настоятельница Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря игумения Феофания (Проценко).
Далее с докладами выступили:
1. Настоятельница Свято-Димитриевского Троекуровского Иларионовского женского монастыря игумения Матрона (Брыксина): «Отражение опыта духовной жизни в творческом наследии русского монашества».
В своем докладе матушка игумения отметила особые труды в сохранении святоотеческих традиций духовных писателей и учителей Христианской жизни: святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана, Затворника Вышенского.
Творения епископа Игнатия внесли большой вклад в обновление христианской жизни и особенно монашества в России. Посредством своих духовных писаний он не только распространял духовный опыт собранный в «Добротолюбии», являющийся основой исихазма, но и свидетельствовал о нем своей жизнью.
Огромную ценность представляют труды по аскетике епископа Феофана, Затворника Вышенского. Главная их тема – душа, предстоящая Богу в сокрушении, покаянии и молитве. Труды святителя проникнуты живым святоотеческим духом. Затворнический подвиг открыл святому глубины человеческой души, и он щедро делился плодами своего опыта с другими.
В своем сообщении игумения Матрона упомянула и творчество мастера иконографии преподобного Андрея Рублева, чей творческий гений стал отражением высочайшей духовной жизни и молитвенного подвига. Троица Рублева стала символом духовного и национального единства всей Руси.
2. Настоятельница Лебедянского Свято-Троицкого епархиального женского монастыря игумения Гликерия (Соболева) представила собравшимся доклад на тему: «Старчество как плод духовной культуры монашеской жизни».
В докладе матушка отметила, что монашествующие испытывают на пути спасения особую брань от врага рода человеческого. Свт. Феофан Вышенский в своих писаниях предупреждает: «Всякому, начинающему искать спасения, нельзя браться за это дело самому или содевать свое спасение по своему разумению и хотению, но с первого же раза надо отдать себя в науку о сем», «Как новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем… так и новорожденному в духе нужны… руководитель и руководство».
Наставник монашества прп. Варсонофий Великий так назидал учеников своих: «Если хочешь не заблудиться в деле спасения, то не делай ничего без спроса у отцев духовных».
Каждый из старцев «прошел собственный путь послушника к своему авве. Отсюда – глубокое знание человеческой души, всех ее состояний, ведение путей борьбы со грехом и восхождения к Богу».
Далее матушка обратила внимание на роль прп. Паисия Величковского в утверждении монастырского старчества России, а также отметила особую роль старчества Оптиной пустыни.
3. Доклад насельницы Сезеновского Иоанно-Казанского епархиального женского монастыря монахини Силуаны (Димияновой): «Любовь во Христе и свобода от страстей как источник истинного творчества и культуры (на примере святителя Луки Крымского)».
Любовь ко Творцу и сострадание к людям явились основополагающими факторами при выборе им жизненного пути. Достижения святителя в области медицины уникальны, его труды являются базовыми пособиями и сейчас. Но и богословские труды владыки имеют огромное значение. В них соединяются естественно-научные познания и богословские рассуждения и обосновывается отсутствие противоречий между наукой и религией.
«Я полюбил страдания, так прекрасно очищающие душу» – пишет святитель Лука. И отмечает их пользу для духовного совершенствования: «Последние мои тюремные страдания глубоко изменили меня. Стал я стал удивительно терпимым, кротким, тихим, совсем сгладилась моя былая резкость…»
Жизнь святителя Луки – яркий пример того, как любовь во Христе побуждает душу к освобождению от страстей и жизни по заповедям и становятся источником истинного творчества.
4. «Изучение и восприятие святоотеческого наследия в современных монастырях (значение, практические аспекты)» – доклад настоятельницы Елецкого Знаменского епархиального женского монастыря игумении Аркадии (Еньковой).
Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Писания святых отцов составлены все по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа».
Святой Нил Сорский замечает: «Если что случается мне предпринимать, и если не нахожу того в Писании, на время отлагаю в сторону, пока не найду. По своей воле и по своему рассуждению не смею предпринимать что-нибудь».
Сегодня в обителях чтение Священного писания и творений святых отцов занимает особое место в жизни иноков.
Творения святых отцов – это собрание многовекового святоотеческого аскетического опыта и изучение их несомненно приносит для монашествующих духовные плоды. Особенную пользу мы получаем, читая творения святых отцов, близких к нашему времени, т.к. имеем возможность применять их наставления к своему жительству.
В результате двухчасовой встречи за круглым столом были заслушаны доклады и сообщения по самым актуальным вопросам современной монашеской жизни, обозначены наиболее острые проблемы, изложены примеры из живого монашеского опыта. Участники монашеского форума обменялись мнениями и духовным опытом в решении вопросов, поднятых в ходе дискуссии.
В завершении работы круглого стола монашествующие выразили благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископу Елецкому и Лебедянскому Максиму за возможность организации подобных встреч и обсуждений, а также выступавшим за содержательные доклады и всем участникам форума за плодотворное обсуждение важных тем монашеской жизни.