Группа монашествующих и сотрудники Отдела посетили Екатеринбургскую епархию

С 18 по 21 мая по приглашению настоятельницы Ново-Тихвинской обители в Екатеринбурге игумении Домники (Коробейниковой) Заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского монастыря в Москве игумения Иулиания (Каледа); настоятельница Богородице-Рождественского монастыря в Москве игумения Викторина (Перминова), сестры московских монастырей и сотрудники Отдела побывали с паломнической поездкой в Ново-Тихвинском женском монастыре и других обителях Екатеринбурга, поклонились уральским святыням.

Паломничество, организованное сестрами Ново-Тихвинского монастыря для гостей из Москвы, началось с посещения храмов обители и экскурсии по монастырю. Сестры показали паломникам иконописные и пошивочные мастерские, просфорню, трапезную со службами, сестринские корпуса и хозяйственные службы. Разумный порядок во всем, чистота и искренняя забота сестер, проявленная ими в столь ответственный для жизни Ново-Тихвинской обители период (именно в это время монастырь готовился к встрече Святейшего Патриарха и освящению Предстоятелем отреставрированного Собора), глубоко тронули паломников.

Алапаевск – место казни святых

18 мая группа паломников из Москвы отправилась в Алапаевск. Знакомство со святынями города началось с Напольной школы, где с 20 мая 1918 года до ночи расстрела с 17 на 18 июля содержались под стражей великая княгиня Елисавета Феодоровна, инокиня Варвара, великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Константин Константинович, Иоанн Константинович, Игорь Константинович, князь Владимир Палей и Федор Ремез (управляющий делами великого князя Сергея Михайловича). В настоящее время школа является действующей, в комнате, где проживали Великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара, открыт музей. Сотрудники бережно хранят память о трагических событиях революционного времени и самоотверженно трудятся над тем, чтобы учащиеся лучше узнавали историю Российского государства, города и школы, в которой Господь сподобил их получать образование.

В этот же день паломники поклонились памяти пострадавших от безбожной власти членов императорской фамилии и их приближенных в Свято-Троицком соборе, где отпевали алапаевских мучеников, и Екатерининском храме, в котором тела убитых пребывали ночью, накануне отпевания; помолились на месте казни, у шахты Межной, в монастыре Новомучеников Российских.

Новое имя обители

На следующий день, 19 мая в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершал чин великого освящения отреставрированного собора во имя святого благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. Паломники молились за Патриаршим богослужением в новоосвященном храме и стали первыми, кто воспринял первосвятительское благословение о переименовании екатеринбургской обители в Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь.

Святыни и монастыри Урала

20 мая 2013 года гости посетили Подворье Ново-Тихвинской обители в селе Меркушино, где подвизался и был похоронен святой и праведный Симеон Верхотурский. После перенесения его мощей на месте упокоения святого забил источник. Теперь освященный колодец находится в крипте Симеоновского храма. После зимы вода неизменно наполняет колодец к Святой Пасхе.

Примечательно, что заброшенное Меркушино начало возрождаться в постсоветский период с появлением здесь монастырского подворья. Близ восстановленного храма во имя Архангела Михаила расположена общеобразовательная школа. Настоятель храма и сестры обители принимают деятельное участие в жизни и воспитании подрастающего поколения. Школа имеет хорошую репутацию, детей привозят сюда из окрестных сел.

В храме Архангела Михаила паломники поклонились мощам священномученика Константина Богоявленского. Священник Константин был убит большевиками в 1918 году в возрасте 22-х лет. Известно, что по дороге на казнь он сам отпевал себя. Нетленные мощи убиенного были обретены случайно во время строительных работ по восстановлению храма. Ковш экскаватора приподнял крышку гроба, не повредив останков. Примечательно, что к этому времени уже были собраны и поданы на канонизацию документы отца Константина. Так обретение честных мощей священномученика и принятие решения о его канонизации произошли почти одновременно.

По пути из Меркушино в Свято-Николаевский мужской монастырь в Верхотурье москвичи посетили Храм Всех Святых, в Земле Сибирской просиявших, помолились у Симеонова камня в излучине реки Туры. По преданию здесь святой занимался богомыслием и ловил рыбу.

На пути в Верхотурье, паломники сделали краткую остановку у стен Свято-Косьминской мужской пустыни деревни Костылева, где поклонились мощам сибирских святых. Братия пустыни живет по афонскому уставу. Женщины не бывают на территории монастыря, поэтому братия с ковчегом мощей гостеприимно встретили паломниц у стен обители. По просьбе монахинь настоятель монастыря игумен Петр сказал слово назидания о любви ко Христу, которой исполняется сердце человека, пребывающего в молитве наедине с Богом. Игумен говорил о том, как важно уделять молитве хотя бы час времени по пробуждении от сна, когда особенно восприимчивой бывает человеческая душа. Приняв благословение Настоятеля, паломники отправились в Верхотурский Покровский женский монастырь поклониться мощам святого блаженного Косьмы.

В Николаевском мужском монастыре Верхотурья молились у мощей св. прав. Симеона Верхотурского, св. прпп. Арефы и Илии Верхотурских, а также на монашеском кладбище обители. Насельниками монастыря для паломников была организована интересная экскурсия, из которой гости Верхотурья узнали, что своим рассветом обитель, основанная в 1604 году, обязана святому праведному Симеону, чудотворные мощи которого были перенесены сюда спустя столетие после открытия монастыря. Многое успели сделать для благоустройства обители пришедшие сюда с Валаама монахи, ее настоятели – архимандрит Иов и архимандрит Арефа, а также старец Илия, ныне причисленные к лику святых. При них с января 1894 года были введены прекрасные общежительные порядки, и монастырь прослыл не только благоустройством, но и своей духовной жизнью. Монастырская библиотека насчитывала в этот период 3500 книг. В настоящее время в обители подвизаются 30 монахов, на ее территории действует духовное училище. Вместе с учащимися в монастыре проживают около 70 человек.

Русская Голгофа

Далее паломники отправились к главным святыням Екатеринбурга – месту погребения останков Святых царственных страстотерпцев в мужском монастыре в урочище Ганина Яма и месту расстрела царской семьи, где теперь находится Храм-на-крови во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших. Игумения Иулиания сказала, что еще при первом посещении этих мест почувствовала, что каждому русскому человеку обязательно надо побывать в Екатеринбурге, на Русской Голгофе, чтобы поклониться царственным страстотерпцам. Даже поверхностное знакомство с новейшей историей России, дневниковыми записями последних Романовых поражает христианским отношением царственных особ к трагическим событиям революции. Стремиться подражать своим святым, научиться молиться о врагах – такой настрой хотелось сохранить паломникам после уральской поездки. Чтобы, подобно послушницам Ново-Тихвинской обители, приносившим продукты царской семье в Ипатьевский дом, быть готовыми взойти на крест за любовь к Богу и ближнему.

Монастырь, в который хочется вернуться

С чувством искренней благодарности паломники покидали богатую святынями, крепкую духом Уральскую Землю и гостеприимный Ново-Тихвинский женский монастырь. 21 мая, в День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, после Божественной литургии в Екатерининском храме Ново-Тихвинской обители и праздничной трапезы паломники направились в аэропорт. Монастырь оставил впечатление гармоничного соединения молитвы и забот по благоустройству, единодушия и радостного стремления сестер исполнять послушание, проявляя евангельскую любовь и заботу о ближнем.

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ