Завершился первый день работы направления «Монашеская традиция: от древности до наших дней»

28 января во второй половине дня направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней» XXII Международных Рождественских  образовательных чтений продолжило работу под председательством  епископа Борисовского Вениамина, викария Минской епархии. Куратор − игумения Николая (Ильина), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, г. Малоярославец.

Прозвучали доклады, объединенные темой «Традиции обителей преподобного Сергия и его учеников как основание для устроения монашеской жизни в современных обителях»:

«Воплощение (преемство) духовных монашеских традиций в Лавре преподобного Сергия и в обителях его учеников» − архимандрит Макарий (Веретенников) (Свято-Троицкая Сергиева лавра);

«Возрождение монашества на примере обители преподобного Сергия» − епископ Борисовский Вениамин;

«Богослужение и послушание как основа монастырской жизни» −  архимандрит Варфоломей, настоятель братства монастыря Эсфигмен (канонического) (Святая Гора Афон).

Выступавшие напомнили слушателям о значении подвига преподобного Сергия, особо отметив, что «в лице Преподобного русское монашество приобрело человека, который как бы влил в него новую кровь, обновил его». С появлением преподобного Сергия на Руси вновь появилась общежительная форма монашеской жизни, что в то время было «неслыханным нововведением».

Продолжая тему возрождения монашества в России, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон рассказал, как в 40-е годы прошлого столетия вернувшиеся из лагерей монахи восстанавливали Свято-Троицкую Сергиеву лавру; как поднимали из руин московский Данилов монастырь в 80-е. Владыка Тихон выразил пожелание внимательнее исследовать историю отечественного монашества второй половины ХХ века как более близкий нам по времени пример подлинного подвижничества.

Архимандрит Варфоломей в начале своего доклада, посвященного монашеской добродетели послушания, напомнил о связи монастыря Эсфигмен с Русской Землей: основатель Киево-Печерской лавры преподобный Антоний был насельником этой обители и именно с Афона привез на Русь монашеский устав.

По завершении выступлений докладчики ответили на вопросы участников секции о важных аспектах монастырской жизни: об откровении помыслов игуменье; о постриге в великую схиму; об отречении от родственников; о целесообразности применения монахами современных технических устройств.

Зарубежные участники Чтений поблагодарили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за возможность присутствовать на этом форуме. В заключение архимандрит Елисей напомнил собравшимся, что из тех даров, что Господь оставил людям на земле, нет большего дара, чем монашество.Монашество каждой страны имеет свои отличительные особенности, и Россия обладает мощной монашеской  традицией. «Но где бы мы ни жили, мы должны являть собою свидетельство присутствия Божьего в мире. Не нужно забывать об этом, всегда оставаться радостными, не бояться искушений». 

© Фотограф: Владимир Ходаков

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь