27 марта 2014 года, в четверг четвертой седмицы Великого поста, в день памяти святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея России (1353), наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, совершил утреню и Литургию Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Московского Кремля у раки с мощами своего Небесного Покровителя.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; братия Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
За богослужением молились настоятельница Зачатьевского монастыря в Москве, игумения Иулиания (Каледа) с сестрами, заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; настоятельница Богородице-Рождественского монастыря в Москве, игумения Викторина (Перминова) с сестрами; настоятельница Борисоглебского Аносина монастыря, игумения Мария (Солодовникова) с сестрами.
Проповедь перед Причастием произнес архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Пел хор московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
По окончании богослужения Высокопреосвященный владыка Феогност обратился ко всем его участникам с архипастырским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы вместе с вами молились за Божественной литургией Преждеосвященных Даров здесь, где почивают мощи святителей Московских, где почивает своими мощами святитель Феогност, митрополит Киевский и Московский. Время, в которое он жил, было не менее сложным, чем те времена, которые были до него. Он, его предшественники, как и те, кто были после него, право правили слово Христовой истины.
Церковь Христова живет благодатью Духа Святого. И Сам Христос Спаситель – Глава Своей Церкви – поставляет Своих избранников, которые правят по Его мудрому благоволению паству Христову.
Когда мы говорим, что сегодня времена очень сложные, мы согрешаем. Ибо еще Екклесиаст сказал: не говори, что прежние времена были лучше нынешних, ибо не от мудрости сие говоришь (см.: Еккл. 7, 10).
На каждое время Господь ставит человека, на каждое время каждому человеку Господь дает благодать, и мы сами по себе ничего не можем без благодати Божией… ибо суетна и временна земная жизнь. Она скоропроходяща, здесь на земле мы только проходим испытания. От первосвятителя до простого монаха и мирянина, от царя до нищего – каждый из нас проходит на земле испытание. Испытываемся мы обстоятельствами, в которые ввергает нас Господь. И когда мы благодарим Бога и право поступаем, мы тем самым приближаем для себя Царство Божие. И наоборот, когда мы неправильно поступаем, неправедно говорим, неправедно думаем, тогда отвергаем от себя благодать Божию.
Великая милость Божия – испытания, которые дает Господь. И мы должны благодарить Бога за испытания… Ведь Господь хранит нас. Он дает нам еще и еще жизнь, и вновь повторяется урок, который мы не усваиваем. И когда наконец мы совершаем правильный поступок, то радуются ангелы на небесах за нас, радуются святые Божии, ибо они молятся о нас Господу. Но, увы, Бог, создавший нас без нас, не может спасти нас без нашей воли, без нашего доброго волевого направления к исправлению своей жизни.
И сегодня, в день памяти святителя Феогноста, когда мы вспоминаем его трудное время (сегодня времена не легче), – как же важно осознавать, что Церковь Христова – это единый организм, это Тело Христово. Когда мы молимся друг за друга, мы непобедимы, а когда вражда между нами, тогда и дьявола не надо для нашей погибели, ибо мы сами всё сделаем…
Господь призывает нас к тому, чтобы мы молились друг за друга, чтобы мы любили друг друга, чтобы мы отвергали себя друг для друга, ибо в этом смысл, в этом цель, в этом сущность нашей церковной жизни...
Первые христиане любовью и кротостью покорили и железный Рим, и мудрствующую всуе Элладу, и другие народы. И ничего не изменилось сегодня. Так же рядом с нами Господь, так же близка благодать Божия. Только когда мы отвергаем ее, тогда остаемся одни, тогда нам становится трудно, больно, и мы начинаем вопиять ко Господу, но – вина не Господа... а наше нерадение о благодати, которую дает нам Господь. Наше нерадение друг к другу, забвение друг друга.
Первосвятители Московские взывают ко Господу, чтобы Господь укрепил нас и дал нам осознание того, что мы живем в Церкви Христовой, живем благодатью, и благодать почивает на нас только тогда, когда есть любовь между нами. Когда же между нами зло и зависть, тогда не может быть благодати, тогда не может быть мира. Тогда мы подобны тому, как сказал Господь: когда соль обуяет, она ни к чему не бывает годна, а выбрасывается вон на попрание человекам (см.: Мф. 5, 13)… Так было в 17-м году, когда соль обуяла, и не враги внешние, а наша неустроенность, отказ от благодати привели к страшным событиям, которые кто-то помнит, кто-то о них только читал. И сегодня, когда мы все молимся о том, чтобы был мир, чтобы была жизнь на земле... мы, прежде всего, должны быть той самой солью, которая осаливает мир.
До тех пор, пока в нас есть любовь, мы являемся той самой солью, – мир будет жить, независимо ни от каких интриг, независимо ни от каких зол и страшных планов неведомых темных правительств. Но когда мы перестаем быть солью, тогда наступает конец, тогда наступает тьма, тогда наступает власть дьявола. Не сам дьявол, а мы своим отказом от благодати Христовой даем ему дорогу в эту жизнь.
Потому-то будем сугубо и мы молиться святителям Московским и всем святым, как они молятся за нас пред Господом, дабы они дали нам осознание этой простой истины: мы живем любовью Христовой. Самоотвержение, самопожертвование – именно это привлекает благодать Божию и обилие благодати Духа Святого. И от нас, от христиан, до тех пор, пока мы являемся солью земли, зависит будущее нашей земли, будущее всего человечества.
Всех вас благодарим за святые молитвы, причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Таин.