27 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы и святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея Руси, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся святые мощи его Небесного покровителя.
Его Высокопреосвященству сослужили заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов) и братия Троице-Сергиевой лавры в священном сане.
За Литургией молились: заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа); член Коллегии Отдела, настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова); многочисленные гости.
Богослужебные песнопения исполнил хор московского подворья Троице-Сергиевой лавры.
Проповедь перед Причастием произнес архимандрит Стефан (Тараканов).
По окончании Литургии владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Сегодня Православная Церковь молитвенно вспоминает святителя Феогноста, митрополита Киевского и Московского. Святитель Феогност пришел по благословению Патриарха Константинограда сюда, на Землю Русскую, нести Первосвятительские труды.
Много было сделано святителем. Кто может познать все подвиги его? Но есть вещи, которые во многом определили судьбу Руси. Он канонизировал своего предшественника святителя Петра, митрополита Московского, который пришел на Московскую Землю из Киева и стал первым святителем. Святитель Феогност благословил преподобного Сергия. Именно у митрополита Феогноста преподобный Сергий взял благословение на основание своей обители, ему был вручен антиминс для совершения Божественной литургии. И еще одно очень важное судьбоносное дело было совершено святителем Феогностом. Он воспитал будущего Первосвятителя Алексия Московского, который во многом определил будущее и Русской Церкви, и Русского государства.
Когда мы вспоминаем святителей Московских, задумываемся ли, откуда у них были силы? Как из Константинополя на парусном судне, потом на лошадях через дикие степи, где разбойники, добираться в далекую Москву по бездорожью, чтобы здесь проповедовать слово Божие? Сила у них была потому, что они усвоили одну из самых главных заповедей Христовых, заповедь о любви: нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя. Свидетельство же любви есть самозабвение.
Удивительны таинственные слова Евангелия: “Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; а кто погубит душу свою ради Меня, тот спасет ее“ (Мк. 8, 35). Каждый христианин думает о спасении своей души. И, наверное, нет такого христианина, который хотел бы погубить свою душу. В чем здесь тайна? Ответ на этот вопрос очень прост. Но сначала нужно ответить, что же такое погубление души. Это не что иное, как самозабвение. Все великое здесь, на земле, да, наверное, и на небе, совершается тогда, когда мы забываем о себе. Когда мы помним о себе и живем собой, мы из себя ничего не представляем. У святителя Филарета Московского есть слова, которые об этом же говорят: “Бог творит из ничего“. И до тех пор, пока мы из себя что-то представляем, Он не начинает Свое творчество в нас. То есть когда мы великие, славные, Господь оставляет нас одних, пока мы не смиримся, ибо сами по себе, без Духа Божия, мы из себя ничего не представляем, мы ничто. Но, когда мы забываем о себе и вспоминаем о Боге, Господь открывает нам Свои дивные кладовые, Свои сокровищницы и дает нам самое дорогое – Сокровище благих и жизни Подателю. Так мы обращаемся к Духу Святому. И вот святители именно потому смогли сделать то, что требовал от них Господь, что забывали о себе.
Сегодня, к сожалению, человек ставит себя на первое место: мирской человек – свое счастье, свое благо, а церковный человек часто ставит в центр свою греховность. Такая страшная мысль: ведь в центре нашей жизни должен быть Господь, но иногда мы забываем о Боге и так погружаемся в собственную греховность, что начинаем культивировать ее. Вместо того, чтобы забыть о себе и трудиться во славу Божию, мы начинаем погружаться внутрь собственной природы и иногда даже смаковать свою греховность. И отсюда рождается сначала уныние, потом отчаяние, а потом человек отпадает от Бога.
Нет грехов непрощенных, есть грехи нераскаянные, и одно свидетельство раскаяния – это хождение пред Богом и выполнение Его заповедей. А самая главная заповедь – это заповедь о любви. Когда мы вспоминаем евангельское чтение о Страшном Суде, мы понимаем, что на Страшном Суде Господь не спрашивает, сколько молитв мы прочитали, сколько поклонов мы сделали, какие акафисты и каноны мы читали, были мы в Иерусалиме или не были, были мы на Святой Горе или не были. Он спрашивает: “Я был голоден – вы Меня накормили? Я жаждал – вы Меня напоили? Я был странен – вы Меня приютили? Я был в темнице, больнице – вы Меня посетили?“ (см. Мф. 25, 31–46). Только когда мы забываем о себе, тогда мы и можем накормить, напоить, одеть, обуть, посетить ближнего. И в этом и есть прощение наших грехов. Не концентрироваться на собственной греховности, а идти и творить добро, делать доброе в жизни своей.
В Евангелии есть такие слова: “Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая“ (Мф. 6, 2–4). Не прославляться перед людьми, не ждать награды от Бога, а и самому забывать о том, что сделал доброго, – только тогда это, действительно, доброе дело, ибо, как сказано в Священном Писании,“ когда исполните все, повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать“ (Лк. 17, 10). И какая награда за долг? Только радость от выполнения этого долга.
В стенах древнего Успенского собора, где покоятся святители Московские, где все пронизано молитвой и святостью, мы вновь должны ответить для себя на вопрос: со Христом ли мы? Или мы с идолом, которого назвали Христом? Если мы со Христом, тогда мы должны жить по-христиански, а если мы придумали себе идола, то горе нам. Нет ничего нового под солнцем. Те труды, которые были во времена святителей Петра, Алексия, Феогноста, Ионы, Филиппа, Гермогена, Иова, Патриарха Тихона, Святейших Патриархов Пимена, Алексия, Алексия II. История подобна длинной нити, смотанной в клубок. Начало и конец – вместе, и Господь все Тот же. И задачи, которые стояли перед нашими предками, сегодня стоят и перед нами: жить в Боге; вспомнить, зачем мы живем на этой земле и забыть о своем благе, чтобы послужить ближним, а через ближних послужить Богу. И еще очень важны наши молитвы друг за друга.
Когда-то Церковь Христова была маленькой: двенадцать рыбарей и жены-мироносицы, которые покорили греко-римский мир, своей проповедью покорили славян и германцев. Они принесли нам слово Христово, а мы, наследники их проповеди, живем, благодаря ей. И как важно нам сегодня никого не бояться. Мы вместе едины и должны молиться друг за друга, и сугубо молиться за тех, кто предстоит Престолу Божию. Сегодня Святейший Патриарх Кирилл стоит на месте, на котором стояли святители Петр, Феогност, Алексий, Гермоген... Молиться – это значит сопереживать, быть рядом, быть в Духе и поддерживать друг друга; не уничижать, не смаковать то, что смакует светский мир, а благоговеть и всегда помнить, что есть человек со всеми его немощами и есть Дух Божий, Который живет в человеке. И мы молимся за человека, дабы он был достоин и силен пронести тот Дух, ту харизму, ту благодать, которые дал ему Господь.
В этом наша задача: молиться друг за друга и сугубо молиться за Святейшего Патриарха, дабы Господь даровал ему силы пронести тот дар, который был и на Петре, и на Алексии, и на Феогносте, и на всех Первосвятителях Московских. Когда мы вместе объединимся в своей молитве, тогда никакой враг, никакая беда нам не страшны, ибо благодать Божия всеукрепляет тех, кто с ней, и разрушает все козни лукавого диавола и слуг его. Аминь».
Синодальный отдел по монастырям и монашеству и монашествующие Русской Православной Церкви поздравили Высокопреосвященнейшего владыку Феогноста с днем тезоименитства 21 марта 2016 года в рамках заседания Коллегии Отдела в Троице-Сергиевой лавре.