С 20 по 29 октября 2022 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла группа игумений монастырей Русской Православной Церкви во главе с епископом Сызранским и Шигонским Леонтием совершила очередную паломническую поездку в монастыри Египта. Поездка была организована Синодальным отделом по монастырям и монашеству РПЦ совместно с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата.
В состав делегации вошли:
– епископ Сызранский и Шигонский Леонтий;
– игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского старовропигиального монастыря г. Москвы, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству;
– игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального монастыря – Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы;
– игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Спасо-Евфросиниевского Полоцкого митрополичьего монастыря (Белорусский экзархат);
– игумения Евфросиния (Лаптик), настоятельница Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска (Белорусский экзархат);
– игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Спасского монастыря в Ульяновске (Симбирская епархия);
– игумения Леонида (Куликова), настоятельница Свято-Варсонофьевского монастыря (Краснослободская епархия);
– игумения Даниила (Севериненко), настоятельница Свято-Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском (Переславльская епархия);
– игумения Магдалина (Чекулаева), настоятельница Никитского монастыря г. Каширы Московской области (Коломенская епархия);
– игумения Дросида (Сорокопуд), настоятельница Троице-Георгиевского монастыря в с. Лесное Краснодарского края (Сочинская епархия);
– монахиня Капитолина (Филиппенко), старшая сестра монашеской общины при храме великомученика Никиты в с. Бывалино Московской области (Балашихинская епархия);
– монашествующие насельницы женских монастырей.
Делегацию сопровождали секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Коптской Патриархии доктор Антон Милад, советник Патриарха Тавадроса II по вопросам церковного диалога с Русской Православной Церковью, настоятельница монастыря святого великомученика Георгия в Каире игумения Афанасия и насельник монастыря преподобного Павла Фивейского иеромонах Пимен.
Целью визита стало паломничество к общехристианским святыням Египта и развитие взаимоотношений между представителями русского и коптского монашества.
Сразу по прибытии в Каир делегация была тепло встречена епископом Даниилом, настоятелем монастыря преподобного Павла Фивейского, помощником Патриарха по делам монастырей и монашества Коптской Церкви.
За 9 дней пребывания в Египетской земле представители русских монастырей имели уникальную возможность посетить важнейшие исторические места, ознакомиться с историей великих христианских святынь, поклониться мощам и образам древних преподобных египетских отцов – основоположников монашества и монастырских уставов.
Делегация игумений побывала в 10 мужских и 6 женских монастырях Египта, в том числе Нитрийской пустыни, на расстоянии более 700 км, а также в нескольких значимых исторических местах, связанных с пребыванием святого Семейства в Египте. Благодаря тщательно проработанной программе во время этой поездки впервые удалось посетить 7 монастырей и 3 исторических достопримечательных места среднего и верхнего Египта, имеющих свои самобытные особенности. Данная поездка явилась следующим этапом в развитии взаимодействия коптского монашества и монашества Русской Церкви.
Во всех обителях группа была встречена с большой любовью и гостеприимством; в некоторых монастырях специально были изготовлены информационные плакаты с приветственными надписями на русском языке.
Большое значение имело совершение Божественной литургии 22 и 23 октября в двух важнейших монастырях Египта – преподобного Павла Фивейского и преподобного Антония Великого, у входа в пещеру на горе, где подвизался преподобный Антоний. Во время посещения монастыря преподобного Павла Фивейского состоялось знакомство с генеральным консулом Хургады Российского посольства в Египте В.С. Воропаевым, приехавшего в этот день в обитель с консульским визитом. В богослужении в монастыре преподобного Павла Фивейского епископу Леонтию сослужил клирик Патриаршего экзархата в Африке протоиерей Алексий Машков, возглавляющий приходы в Каире, Хургаде и Шарм-эш- Шейхе.
Во время встреч с игуменами и братией, игумениями и сестрами монастырей участники поездки обсуждали вопросы по устроению монашеской жизни в коптских обителях, распорядку дня, молитвенного правила, богослужения, монастырских послушаний. В каждом месте все участники поездки получали памятные подарки. Особое значение имело посещение храма во имя новомучеников ливийских в Самалуте, принявших мученическую кончину от террористов в 2015 году.
Древние монашеские традиции III-V веков сохранились практически полностью благодаря живому преемству и непрерывавшейся монашеской жизни в Египте. Монашествующие из Египта почитают особо чтимых святых Русской Церкви, таких как преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Силуан Афонский, чтут подвиг новомучеников Русской Церкви и желают узнать больше о русских святых и о монашестве на Руси, а также выражают интерес к изучению русского монашества и русской культуры. Некоторые насельники коптских монастырей уже изучают русский язык.
Игумении монастырей Русской Православной Церкви во главе с епископом Леонтием выразили благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за благословение совершить данное паломничество, позволившее открыть многие стороны христианской жизни Египта и в особенности монастырей.
Все участники поездки отметили глубину и важность подобного общения и большую духовную пользу. Участники также выразили желание, если на то последует благословение Его Святейшества, и в дальнейшем продолжить взаимный обмен опытом путем организации подобных поездок и участия монашествующих в международных конференциях.
Краткая справка
Сегодня в Египетской Церкви 35 действующих монастырей (20 мужских и 15 женских) с числом насельников не менее 30 в каждом.
Крупные монастыри насчитывают 150-200 монашествующих (монастыри преподобных: Павла Фивейского, Антония Великого, Паисия Великого, Макария Великого, монастырь Сирийцев, женские монастыри священномученика Феодора Стратилата и великомученика Меркурия в Каире).
В истории египетского монашества были времена расцвета и упадка, однако монашество во все времена продолжало существовать, а в некоторых монастырях, таких как монастырь в Эль-Мухаракке, монашеская жизнь не прерывалась ни на один день.
Основание многих мужских монастырей относится к IV-V векам. Есть и молодые, вновь устроенные монастыри, такие как женский монастырь преподобной Сарры в Эль-Минье с 66 монахинями и послушницами (открыт в 2012 году) или восстанавливаемые старинные монастыри, такие как мужской монастырь святого Гермины, где подвизается пока 37 братьев.
Для большинства мужских монастырей характерны такие особенности, как большое количество Литургий ежедневно (как правило, по числу имеющихся престолов), при этом богослужения для паломников совершаются в отдельной церкви.
В крупных мужских монастырях часть братии подвизается по отшельническому уставу в пещерах вне обители или в затворе внутри монастыря, так, в монастыре Сирийцев число отшельников доходит до 40 (из 200 братий). Общая трапеза устраивается, в большинстве случаев, в воскресные дни и большие праздники, когда совершается ночное бдение с Литургией, после которой вся братия, в том числе и отшельники, идут на трапезу.
В большинстве женских монастырей число насельниц около 100 и более. Общая трапеза устраивается ежедневно, совершается полный суточный круг богослужений и Литургия. Управляются женские монастыри игуменией, но для монастырей Верхнего Египта характерна практика руководства монастырем непосредственно правящим архиереем епархии, который является их игуменом и духовником, при этом среди сестер имеется благочинная как помощница архиерея. Отшельничество в женских монастырях встречается значительно реже, чем в мужских, и обычно в форме затвора в келии в самом монастыре.
Как в мужских, так и в женских монастырях имеются различного рода мастерские и рукоделия, во многих обителях занимаются сельским хозяйством как для обеспечения нужд насельников, так и для предложения паломникам.