25 января 2018 года началась работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений.
Форум, организованный Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, собрал 338 участников из 119 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Украинской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Православной Церкви Молдовы, Казахстанского и Среднеазиатского митрополичьих округов и гостей Элладской и Грузинской Поместных Православных Церквей.
Раннюю Божественную литургию в соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря возглавил епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин.
Его Преосвященству сослужили участники Рождественских чтений в священном сане и духовенство обители.
За Литургией молились: заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа) с сестрами; член Коллегии Отдела, настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами; игумены и игумении, прибывшие на Рождественские чтения.
Открывая пленарное заседание, митрополит Святогорский Арсений передал присутствующим благословение председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, находящегося в настоящее время во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь, и пожелал участникам Чтений плодотворной работы.
Собравшиеся молитвенно почтили память новопреставленного наместника Оптиной пустыни архимандрита Венедикта (Пенькова).
С кратким приветствием к монашествующим обратилась О.В. Нестерцева, заместитель директора Мультимедиа Арт музея на Остоженке, гостеприимно принявшего в своих стенах насельников монастырей. Ольга Валериановна пригласила гостей Арт музея посетить выставку, посвященную жертвам политических репрессий, обратив внимание на тот факт, что один из разделов выставки – это рассказ о Бутовском полигоне. В Бутове погребено около 1000 человек, пострадавших за православную веру. Более 300 из расстрелянных на полигоне священнослужителей причислено к лику святых.
В президиуме собрания присутствовали: митрополит Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской лавры; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил; митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь); митрополит Чиатурский и Сачхерский Даниил (Грузинская Православная Церковь); епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы; куратор пленарного заседания, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа).
Первый докладчик преподаватель Киевской духовной академии архимандрит Дамаскин (Лебедь) в своем выступлении на тему «Монашеские обеты в древних монастырских уставах» представил аудитории подробное сравнительное исследование уставов преподобного Пахомия Великого, святителя Василия Великого, преподобных Иоанна Кассиана Римлянина и Венедикта Нурсийского – в части, касающейся иноческих обетов, даваемых при пострижении. Архимандрит Дамаскин, основываясь, прежде всего, на фундаментальном исследовании и переводе древних иноческих уставов святителем Феофаном Затворником, отметил происходившие со временем изменения чина принятия обетов. Однако главный вывод доклада заключался в том, что, несмотря на различия, диктуемые временем и иными обстоятельствами, все монашеские уставы проникнуты одним духом, имеющим основу в Евангелии.
Затем перед аудиторией выступил митрополит Святогорский Арсений с докладом «Глубинный смысл монашеских обетов». Его Высокопреосвященство отметил, что разговор о глубинном смысле обетов предполагает обращение, прежде всего, к опыту святых Отцов – учителей монашества, но он готов поделиться и собственным пониманием данной темы. Мысль, положенная в основание доклада Владыки, заключалась в том, что суть монашеских обетов можно постичь, только зная природу греховных страстей, препятствующих соединению человека с Богом. Наши ум, воля и чувства повреждены и болезненны, и мы ищем исцеления. Отвержение греховного «я» – начало пути к спасению. Через непослушание человек отпал от Бога, поэтому послушание – это средство возвращения к Творцу. Через подвиг послушания Христа человечество возвращается к своему нормальному состоянию. «Мы должны понимать, – сказал митрополит Арсений, – что принесение обетов – это лишь внешнее оформление решения жить в соответствии с христианским идеалом. Человек дает обеты уже тогда, когда переступает порог монастыря».
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь) в начале своего доклада «Практические аспекты хранения монашеских обетов в современных условиях» напомнил важнейшие вехи становления Восточного монашества – с родоначальников отшельнического и общежитийного образа жизни иночества преподобных Антония Великого и Пахомия Великого. Владыка Николай перечислил очаги формирования монашеского идеала, запечатленного затем в хранимом веками устном предании и богатой письменной традиции. Докладчик подробно остановился на содержании монашеских обетов, даваемых при постриге, подчеркнув, что, в отличие от мирского, монашеский путь – это путь совершенства, и потому это путь акривии, а не икономии. Перейдя к сегодняшней действительности, митрополит Николай отметил, что главную проблему сохранения священных обетов монашества следует искать не в условиях современной жизни, но в современном способе мышления и восприятия действительности. Наша эпоха – эпоха упадка, когда не только святость, но даже послушание и терпение становятся труднодостижимыми, считает греческий иерарх. Противостоять этому можно, строго следуя хорошо продуманному уставу обители, находясь под мудрым старческим окормлением и ведя неослабевающую духовную борьбу. Несмотря ни на что, в нашу эпоху монашество может получить расцвет и принести исключительные плоды святости, заключил докладчик.
Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил в своем выступлении «Аскеза как основа монашеского жительства» напомнил, что началом спасения является страх Божий. Страх Божий произрастает одновременно с добродетелью смирения. Но нередко человек прежде стремится приобрести любовь. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), Бог требует от нас любви очищенной, но не мечтательной, не плотской и не страстной. Он свят и почивает только во святых. Очистить же сердце можно в Таинстве покаяния. Далее митрополит Даниил рассказал об исповеди св. прав. Иоанна Кронштадтского, записанной незадолго до кончины, которая может служить примером истинного покаяния.
После перерыва работа направления продолжилась в формате заседания секции «"Возлюбленные чада Божии": о различных образах личного монашеского подвига (на примере святых и подвижников благочестия)» (председатель – епископ Дмитровский Феофилакт, куратор – настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова)).
Представитель Грузинской Православной Церкви митрополит Чиатурский и Сачхерский Даниил рассказал об исповедническом подвиге преподобного старца Гавриила (Ургебадзе). Владыка Даниил с большой точностью и многими подробностями вспомнил моменты жития святого, несшего в наши дни тяжелейший крест юродства Христа ради. Жизнь отца Гавриила стала учением о том, как христианину можно не только выстоять в последние времена, но и непрестанно ощущать великую радость бытия с Богом. Отвечая на вопрос из зала, Его Высокопреосвященство поделился личными воспоминаниями о встречах со святым подвижником. У старца Гавриила была непоколебимая вера в воскрешение Церкви и торжество Православия, он личным примером вдохновлял людей трудиться ради спасения. «Он научил нас, что истинная жертва Богу, сопряженная со смирением, совершает чудеса», − заключил владыка Даниил.
Доклад игумении Евдокии (Левшук), настоятельницы Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря г. Полоцка (Белорусский экзархат Московского Патриархата), «О монашеском подвиге и трудах преподобной Евфросинии Полоцкой» раскрыл слушателям святость и духовное величие личности преподобной древнерусской княгини, подвижницы и просветительницы своего народа. Игумения Евдокия подчеркнула мысль, что свою просветительную деятельность и труды по устроению монастырей святая Евфросиния совмещала с заботой об умиротворении междоусобных распрей. Олицетворением духовного наследия святой явился шедевр архитектуры XII века – Спасо-Преображенский монастырский храм с фресковой росписью, показывающей монашество как один из столпов в здании Вселенской Церкви. Жизнь преподобной Евфросинии – это удивительный пример добра, любви к Богу и ближним, самоотверженного аскетического подвига, сказала в завершение своего выступления игумения Евдокия.
Игумения Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина женского монастыря (Тверская и Кашинская епархия), в своем выступлении «Путь служения Христу блаженной старицы Любови Сусанинской» поделилась личными воспоминаниями и опытом духовного общения с удивительной подвижницей наших дней, которую, вероятно, немалое число участников собрания знало как блаженную Любушку – молитвенницу, заступницу и помощницу в самых трудных жизненных ситуациях. По смирению и чистоте сердца ей была открыта воля Божия о человеке. Блаженную старицу зримо направляла благодать Святого Духа, так что всей своей жизнью она являла собой драгоценное живое Предание Церкви.
О жизненном пути схиархимандрита Иеремии (Алехина), почти четыре десятилетия возглавлявшего братию Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, рассказал насельник Московского подворья Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Никита (Смернягин). По слову самого докладчика, целью его сообщения было постараться увидеть Промысл Божий, соединивший личную историю жизни отца Иеремии с историей древней русской афонской обители. Отец Иеремия принял монастырь в 1979 году, когда в нем было всего 14 иноков, а оставил в 2016-м со 114 насельниками. Личный пример, в первую очередь, великого смирения и послушания − вот на чем строил свое управление обителью ее игумен, сказал отец Никита.
Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов) поделился с участниками собрания воспоминаниями об архимандрите Кирилле (Павлове), духовнике Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Отец Алексий был близким чадом архимандрита Кирилла, он описал многие моменты духовного общения, которые могут послужить примером отеческой любви старца к ученикам. Самоотверженный подвиг молитвы и служения людям в наши дни кажется почти недосягаемым, но жизнь отца Кирилла стала свидетельством продолжения традиции старчества, которую сегодня восприняли и стараются сохранить его духовные чада.
Митрополит Астраханский и Камызякский Никон в докладе «У него был дар воспитания монашествующих: духовное наставничество архимандрита Наума (Байбородина)» продолжил тему лаврского духовничества. Его Высокопреосвященство также поделился своим опытом общения со старцем, рассказал о том, насколько значимым было влияние старцев на приходящих к ним людей. Владыка отметил, что отец Наум воспитал целое поколение монахов и монахинь, он видел важное предназначение монастырей в миссионерстве, просвещении людей, живущих в миру. Также архимандрит Наум часто повторял, что монах должен стараться творить Иисусову молитву везде. Для многих пример его жизни остался в памяти как образец, к которому следует стремиться.
После выступлений участники направления имели возможность задать вопросы докладчикам. Обсуждение наиболее актуальных тем монастырской жизни продолжится 26 января за круглым столом «Монашеские обеты и свобода личности – практические аспекты внутренней жизни в современных монастырях».
В завершение епископ Дмитровский Феофилакт, возглавлявший работу секции, поблагодарил выступавших и участников собрания, а также выразил благодарность заместителю председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумении Иулиании за предпринятые труды по подготовке работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности».
Фото: В. Ходаков
https://cloud.mail.ru/public/BEgE/xpwsZ4yvL