В Александро-Невской лавре состоялся круглый стол для монашествующих на тему «Пополнение братства обители. От чего это зависит?»

23 июля 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялась конференции «Пополнение братства обители. От чего это зависит?» с участием монашествующих епархий, расположенных на территории Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации.

Перед началом конференции участники молились за Божественной литургией в Свято-Троицком храме Александро-Невской лавры.

По окончании Литургии в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» начал работу круглый стол для монашествующих на тему «Пополнение братства обители. От чего это зависит?».

Заседание возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Во вступительном слове митрополит отметил, что подобные встречи стали традиционными. Монашество, с одной стороны, – оплот Церкви, с другой – удел избранных, поэтому поток желающих посвятить себя иноческому деланию в разные периоды церковной истории был неоднородным. Пополнение числа братии и сестер – тема животрепещущая, от нее зависит благополучие обители. При принятии человеком решения поступить в число братии имеет значение множество факторов. Необходимо обобщить уже имеющиеся опыт и знания, рассмотрев их в том или ином контексте.

Был зачитан приветственный адрес от председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста.

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий в докладе отметил, что сущность иноческого движение – исполнение евангельской заповеди, и в монашеской жизни все предназначено для этого делания и подвига. Сегодня в монастыри приходят люди, много прожившие в миру, часто с негативным опытом, и на игуменах лежит большая ответственность при принятии решения о том, кто может, а кто не может жить в монастыре. За годы государственного атеизма утрачены духовные традиции монашества, и возрождаются они не на основе живого опыта, а опираясь на книжную традицию. Святейший Патриарх Кирилл напоминал игуменам, что примером для них должен стать преподобный Сергий Радонежский. Источником его духовной силы был молитвенный подвиг. Главная молитва игумена – о братии. Необходимо возрождать молитвенное делание, и игумен должен стать образцом молитвы. Видя его искренние труды, люди в ответ будут возгревать сердца и стремиться к монашескому деланию.

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав также подчеркнул, что главное для монашествующих – пример игумена или духовника. Люди знают, что в том или ином монастыре находится мудрый настоятель или духовник, и стремятся туда. Задача монашествующих – спасение души через оставление страстей, исполнение заповедей Божиих. Монашеский призыв и практика жизни современного человека вступают в противоречие. Когда устраивались древние монастыри, было по-другому, не было такого разрыва. В наше время монастыри пополняются молитвами новомучеников и исповедников. В 1990-е годы многие приходили в обители, но мало у кого был монашеский опыт. Приходило много попавших в трудную ситуацию. Когда владыка Мстислав был настоятелем Коневского монастыря, приходящие в него люди если даже не становились монахами, меняли свою жизнь. Владыка напомнил о подвижниках Севера – преподобных Александре Свирском, Арсении Коневском, Антонии Дымском, Мартирии Зеленецком. Игумен должен подавать пример. Если хочешь, чтобы братия молилась, должен сам молиться. Хочешь, чтобы она трудилась, должен сам трудиться. Часто бывает, что человек прочитал ту или иную литературу и хочет, чтобы монашеская жизнь была устроена именно так, как он прочитал, а в монашеской жизни главное – послушание. Важна также молитва, не надо опускать келейное правило. Надо понимать, что пришедший в обитель человек не станет сразу монахом, к каждому нужен индивидуальный подход.

Настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) отметила, что далеко не всегда многочисленность является свидетельством правильного устроения монашеской жизни и спасительности подвига. Пример тому – недавние события в Среднеуральском монастыре, некоторые секты тоже весьма многочисленны. Апостольская община была более чем скромной. У преподобного Сергия Радонежского было поначалу всего двенадцать учеников. Часто желание пополнить число братии объясняется заботой об облегчении послушаний монашествующих. В мужских монастырях не хватает иеромонахов, во всех обителях не хватает певчих. Думать – «ах, вот бы еще двадцать человек!» – значит смотреть на человека не как на цель, а как на средство. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что без развития общехристианских оснований в обществе невозможно развитие монастырей. Сейчас прослеживается тенденция «демонизации» женских монастырей, вряд ли современный священник посоветует женщине уйти в монастырь. Сестры обители рассказывали игумении, что их отговаривали от монашеского пути священники, среди которых были и иеромонахи. Игумений представляют властительницами, у которых насельницы – что-то вроде крепостных. Священники предлагают женщинам, думающим о монашестве, жить в мужском монастыре или принять монашество в миру. Новодевичий монастырь находится в городе, действует уже двадцать восемь лет. За это время никто из преподавателей духовной академии не изъявил желание провести экскурсию для девушек по монастырю. Приходили студентки Военной академии связи, помогали сестрам. Многие девушки крестились, кто-то стал ходить на богослужения в монастырь. Почему бы не направить девочек, девушек потрудиться, посмотреть на монашескую жизнь? В мире, где никто никому не нужен, монастыри – это оазис, где хоть кто-то о ком-то заботится. В женских монастырях – один из самых высоких показателей продолжительности жизни. В обители была насельница, которая неподвижно лежала двадцать лет, за ней ухаживали так, как больше никто бы не стал ухаживать – только, может быть, родители, но она была уже пожилой, ее родители умерли. В завершение матушка напомнила слова Спасителя: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32).

Настоятельница Екатерининского монастыря в Калининграде игумения Феодосия (Изгина) посвятила выступление устроению монашеской жизни на примерах из трудов святителя Игнатия (Брянчанинова), приведя его соображения о духовничестве, о том, как правильно и неправильно понимать монашество.

Для желающих была проведена экскурсия по обители.

Фото с сайта Александро-Невской лавры

Материалы по теме

Монастыри

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Казанская Амвросиевская женская пустынь