Архиепископ Феогност совершил Литургию в Стефано-Махрищском монастыре

9 января 2015 года, в попразднство Рождества Христова и день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана, настоятельницу Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря игумению Елисавету (Жегалову) с сестрами поздравил с праздником Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

В этот день архиепископ Сергиево-Посадский Феогност возглавил Божественную литургию в Стефано-Махрищской обители.

Его Высокопреосвященству сослужил старший священник Стефано-Махрищского монастыря протоиерей Георгий Запольнов и клирики Троице-Сергиевой лавры.

По окончании Литургии архиепископ Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Рождество Христово – праздник, во время которого мы торжествуем, поем, славим Бога. Но в этот праздник мы должны еще подумать о том, кем для нас является Христос. Он не просто Всемогущий, Всеведущий, наш Спаситель, но еще и Сын Человеческий, еще и Человек. Ибо в этом тайна. Во Христе две природы: природа Божественная и природа человеческая. И благословен человек, который преклоняется перед Божественной природой, но помнит и о человеческой.

В свое время, это было в XIX веке, у митрополита Филарета, святителя Московского, была огромная власть не только духовная, но и административная, и политическая, и к нему приходили многие с просьбами. К нему часто обращался Федор Гааз, главный врач московских тюрем, член Московского тюремного комитета, с тем, чтобы святитель помог заключенным. Доктор так часто обращался, что уже даже стал досаждать митрополиту. И однажды он пришел к святителю Филарету и стал просить за человека, которого невинно осудили. Гааз просил митрополита ходатайствовать перед генерал-губернатором об освобождении этого человека. Митрополит не выдержал и сказал: «Не бывает невиновных». В ответ на это доктор ему сказал: «Да, Ваше Высокопреосвященство, но Вы забыли о Христе». И святитель Филарет – воистину духоносный муж – услышал обличение доктора. Конечно, он помог, но он понял нечто большее: в этой жизни нам необходимо быть милостивыми.

 В сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали слова: «Суд бо без милости, не сотворшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13). Но что такое милость и как нам быть милостивыми? Ответ на этот вопрос в первых строках сегодняшнего Апостольского чтения: «Братие, не на лица зряще имейте веру в Господа нашего Иисуса Христа»(Иак. 2, 1). То есть мы не должны быть человекоугодниками. Если человек имеет огромную власть, мы кланяемся и унижаемся перед ним, если не имеет власти, мы пренебрегаем им – это означает, что у нас нет веры и милости быть не может. Милость – это такая добродетель, от которой сам человек получает великую радость и не ждет награды. Тогда, как мы делаем как бы милость и ожидаем награды от человека, от Бога, – это уже дело, которое имеет в своем основании принцип: на лица зрим и делаем милость. А мы должны быть милостивы ко всем. И как солнце светит ровно на всех, как Господь любит ровно всех, так и мы должны стремиться быть милостивыми ко всем и не обманывать себя, не обманывать окружающих. Мы никогда не достигнем совершенства в этой жизни, но мы должны стремиться к нему. Ибо если мы не будем стремиться к этому совершенству, сосредоточим свое внимание только на внешнем, на обрядовом, значит, мы так и не приняли Христа, Сына Человеческого, Сына Божиего. А свидетельство того, что мы живем во Христе и со Христом, – это наша любовь к ближнему, это милость, которая не определяется величием или ничтожеством людей, которые находятся рядом с нами. Милость – это ровное отношение к людям. И ведь страшно, когда человек относится к ближним, взирая на лица.

В Священном Писании есть такие слова: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою» (Иерем.17, 5); в другом месте сказано: «Бог рассыпал кости человекоугодников» (Пс.52, 5). И нам нужно учиться быть ровными ко всем, быть милостивыми ко всем, насколько это возможно. И не унывать, и не отчаиваться, когда не обретем в своем сердце милости – Господь и намерение лобзает. Было бы наше доброе стремление быть милостивыми, а значит, быть со Христом.

 И Рождество Христово – это не только праздник, который мы радостно празднуем, Рождество Христово – это тайна Боговоплощения, Рождество Христово – это милость Божия, ибо через пришествие в мир Христа Спасителя мы хотя бы начинаем понимать глубину, и высоту, и широту премудрости Божией. И когда сердце наше останавливается в восторге перед красотой и таинством этого мира, вот именно отсюда и начинается наше стремление делать добро, быть милостивыми, молиться, благодарить Бога и каяться в том, что у нас многое не получается. Но не надо унывать, отчаиваться, а будем благодарить Бога, каяться, идти вперед по пути добродетели. Ибо мы не одни на этом пути – с нами Бог! А если Бог за нас, то кто против нас? Всех вас поздравляю с праздником Рождества Христова!»

Источник: Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь


Материалы по теме

Монастыри

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Владимирская область, Александровский район, село Махра
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Владимирская область, Александровский район, село Махра

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Макарьева пустынь
Петропавловский мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь