В Соловецком монастыре обновлен Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор

Рождественское богослужение 2015 года в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре было совершено в Свято-Троицком Зосимо-Савватьевском соборе более чем через 90 лет после того, как в нем была отслужена последняя Божественная литургия.

В Рождественский сочельник 2015 года перед началом Всенощного бдения в Троицком соборе был совершен чин малого освящения храма: прозвучал тропарь Пресвятой Троице, прошения молебна с водосвятием, прошения «о всех во славу Божию потрудившихся в воссоздании и благолепном украшении святаго храма сего» и наконец молитва о низпослании «покланяемого и всесильного Духа», об освящении «святаго храма сего и в нем жертвенника в честь Пресвятыя Троицы», об исполнении храма сего «божественныя славы, святыни и благодати» и об утверждении его «до скончания века целым и непоколебимым». Храм и все присутствующие были окроплены освященной водой, и началось Великое повечерие.

В этом году на праздник Рождества Христова собралось так много паломников и прихожан, что Свято-Троицкий храм был заполнен. Поэтому, как сказал архимандрит Порфирий в слове перед освящением храма, предполагается, что после установки иконостаса и светильников церковных будет совершен чин малого освящения храма и Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор станет главным теплым храмом обители, где круглогодично будут почивать мощи преподобных и совершаться полный суточный круг богослужения.

Божественная литургия закончилась около 4 часов утра.

По окончании богослужения в Троицком соборе с Рождественским поздравлением к братии и прихожанам обители обратился наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):

«Рождество 2015 года знаменательно, потому что встречаем мы его в этих стенах, которые больше 90 лет ждали, чтобы вновь огласиться пением священных гимнов. Мы с вами стали участниками великого торжества: нам Бог дал совершить и малое освящение этого собора, и первую Литургию в нем. Конечно, сегодня живо и ярко вспоминается бытие этого собора в лагерное время. Здесь располагалась так называемая карантинная рота. То есть около 80 тысяч человек заключенных, которым суждено было понести свои страдания, а часто и смерть в соловецких лагерях, побывали в стенах этого святого храма, обращенного в тюремные застенки.

Однажды с очередной партией заключенных сюда были доставлены несколько архиереев. Их в спешке разместили на какие-то нары, а утром, проснувшись, они обнаружили, что архиепископ Ювеналий, епископ Глеб и епископ Мануил были помещены на том месте нар, где доски были положены на жертвенник, – таким образом, они спали на жертвеннике. По этому поводу архимандрит Серафим, который присутствовал при этом, вспомнил слова, которые каждый раз произносятся во время проскомидии, когда совершается Божественная литургия. «Воистину исполняется в самой жизни наш богослужебный возглас, приносимый нами, когда мы вырезаем на жертвеннике Святый Агнец: "Яко овча на заколение ведеся, яко агнец непорочен прямо стрегущего его безгласен"»... Эти слова пророка Исаии относятся ко Христу и к тем архиереям и священникам, которые стали священномучениками. Они действительно стали участниками страданий Христовых и восполнили эту священную жертву, приносимую ради спасения.

Мы вспоминаем тех людей, которым суждено было встречать Рождественский день в этих стенах, превращенных в тюремные застенки, чтобы и себя назидать, и наших братьев на Украине, которым сейчас гораздо тяжелее. Там война, там многие не имеют крова, не имеют необходимого. Какие же мысли укрепляли мучеников Соловецких, почему они могли сохранить свое человеческое достоинство, кажется, в этих совсем отчаянных обстоятельствах? В этом году мы предлагаем задуматься всем над словами священномученика Илариона (Троицкого). Вот свидетельство состояния его души: он умом и сердцем погружен в переживание красоты и великих смыслов, заложенных в Рождественских гимнах. «Эти дивные песнопения показывают, что Церковь Православная существо нашего спасения усматривает в обóжении и обновлении нашего греховного естества воплощением Сына Божия. Спасение совершено воплощением, а не учением, как склонно мыслить насквозь рационалистическое религиозное сознание нашего времени. Церковь ведет именно к спасению, поставляя целью обóжение. Отрицание этой цели, тесно связанное с отрицанием воплощения, лишает спасения».

Мы с радостью делимся нашим великим духовным наследием Соловецких новомучеников с теми, кто может услышать. Прежде всего с теми братьями и сестрами, которые находятся в трудных обстоятельствах. Все духовные ценности и реальности передаются от сердца к сердцу, как пламя от одной свечи к другой. Наследие новомучеников дает возможность проникнуться смыслами, в которых не только мудрость, но и премудрость дают великие силы для того, чтобы встретить жизнь такой, какая она есть, достойно пройти через те обстоятельства нашей жизни, которые подаются нам от Бога.

Пусть же в наших сердцах теплится лампада той мудрости, которая ярким пламенем освещала душу святителя Илариона, одного из тысячи новомучеников и исповедников Соловецких. Пусть вслед за нашими святыми предшественниками и мы научимся сохранять свободу и возвышенность духа, какие бы скорби и трудности ни выпали на нашу жизнь.

Паки и паки поздравляю всех с великим праздником Рождества Христова и с торжеством обновления этого святого Троицкого храма».


 

Краткая справка

Свято-Троицкий Зосимо-Савватьевский собор «вырос» из северного Зосимо-Савватиевского придела Спасо-Преображенского собора, в котором с 1566 года почивали мощи преподобных Зосимы и Савватия. Придел был небольшой, и его дважды перестраивали с расширением. Во время посещения обители Александром II в 1858 году император также обратил внимание на тесноту Зосимо-Савватьевской церкви и пожертвовал 2000 рублей на постройку новой, более вместительной, с приделом во имя своего святого покровителя Благоверного князя Александра Невского.

Троицкий собор был построен по проекту архангельского губернского архитектора Шахларева всего за два летних месяца 1859 года. В строительстве собора принимала участие вся братия, даже старейшие иноки усердно носили кирпичи и известь для постройки.

Интерьер собора поражал паломников великолепием отделки и обилием света. Первым был освящен Престол в южном приделе во имя Преподобных Зосимы и Савватия 1/14 мая 1860 года. При всех перестройках мощи оставались на том же месте, где были поставлены в 1566 году, в юго-западном углу собора. Одна из лампад, висящих над раками, была принесена в дар лично императором Александром II при посещении им Соловецкой обители. Главный Престол был освящен в день преставления преподобного Савватия 27 сентября / 10 октября 1861 года во имя Святой Троицы, а освящение Престола в северном приделе во имя Святого благоверного князя Александра Невского состоялось в день преставления преподобного Зосимы 17/30 апреля 1862 года.

Стены храма и алтаря были расписаны масляной живописью в 1873–1876 годах. Резной вызолоченный иконостас был выполнен под руководством московского мастера Астафьева, а иконы писаны в 1861 году в Свято-Троицкой Сергиевой лавре под руководством лаврского иконописца иеромонаха Симеона.

С приходом советской власти на Соловки в 1920 году богослужения в Троицком соборе, по-видимому, совершались, так как в нем оставалась главная святыня монастыря – мощи преподобных Зосимы и Савватия. Достоверно известно лишь, что богослужения уже не могли совершаться после мая 1923 года, когда собор сильно пострадал во время пожара. На нем «сгорела до основания крыша, упал крест, потрескались стекла в рамах как купола, так и собора... Двери в собор были двойные. Одни из них, наружные, из железной решетки, а вторые – деревянные. Обе эти преграды, очевидно, огня удержать не могли. Он несколько раз делал попытку проникнуть в соловецкое святилище. Так как в этом соборе стояли мощи Зосимы и Савватия, монахи всеми силами старались бороться с огнем. Что такая борьба действительно была, это доказывается следующим: около дверей в собор по обеим сторонам стояли массивные вешала. Недалеко от дверей – два столба, на которых висели большие иконы. Огонь несколько раз лизал эти вешала и иконы, но старания соловецких старцев не давали ему дальше распространиться, и, таким образом, огню проникнуть внутрь собора не удалось».

В 1923–1937 годах в Троицком храме помещалась тринадцатая карантинная рота для вновь прибывших заключенных. Впоследствии в 1940–50-х годах в соборе размещалась столовая учебного отряда Северного Флота, в алтаре находилась кухня и посудомойка, а стены собора были облицованы черной плиткой.

Вследствие пожаров и перестроек были утрачены все деревянные конструкции, разрушены кирпичный барабан с главой, окна и белокаменные полы. В 1980-е годы производились работы консервационного характера по восстановлению кровли. С 2007 года в храме начались восстановительные работы силами монастыря. Каменное покрытие полов с соответствующим рисунком восстановлено в 2011 году. В 2014 году в соборе восстановлено отопление и стены оштукатурены под роспись.

В 2015 году исполняется 25 лет с начала возобновления монашеской жизни в стенах Соловецкой обители. И, если оглянуться на этот путь, пройденный братией и прихожанами обители, можно видеть, что переход в новый храм соответствует началу нового этапа жизни монастыря. Первые регулярные богослужения совершались в домовом храме в Никольском корпусе, затем с 1992 года – в надвратном Благовещенском храме. Когда он уже стал тесноват, в 2001 году восстановили храм в честь Святителя Филиппа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Петропавловский мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь