В Госдуме состоялся груглый стол, посвященный святителю Петру

22 января 2015 года в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол «Митрополит Киевский, Московский и всея Руси Петр – символ единства русского мира».

Организаторами встречи выступили Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь Москвы, Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и Российский Православный университет.

Участников круглого стола приветствовал Михаил Юрьевич Маркелов, первый зампред Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Во вступительном слове он отметил важность подобных мероприятий в сегодняшнее время столкновения цивилизаций, «когда многие наши православные братья терпят притеснения». Роль святителя Петра в политическом и духовном возвышении Москвы, по словам М.Ю. Маркелова, заслуживает особого внимания, поскольку период его первосвятительства был одной из самых значимых вех в истории Российского государства. Святитель Петр, напомнил депутат, не раз призывался в свидетели при заключении договоров государственного значения, «ни одно значимое государственное и общественное начинание не обходилось без молитв у гроба святителя», и подобные факты сотрудничества и тесной связи Церкви и государства в истории страны, по его словам, безусловно, являются значимыми.

Игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря Москвы, ректор Российского Православного университета, в своем вступительном слове обратился к истории жизни святителя и его наследию. «Каким было первое впечатление святителя Петра от Москвы и москвичей? Что, кроме политической подоплеки, в духовном плане расположило сердце святителя к нашему городу, сподвигнув его на решение перенести свою кафедру сюда? Мы вместе хотим осмыслить путь, который проделал митрополит Петр за всю свою жизнь», – отметил игумен Петр. Говоря о важности состоявшегося собрания, он признался: «Когда я перечитываю его (святителя Петра – ред.) житие, я отмечаю для себя удивительный факт: жизнь митрополита очень мало изучена и еще меньше является сегодня примером для воспитания молодежи. В этом свете я особенно признателен Государственной Думе и Комитету по делам общественных объединений и религиозных организаций за возможность этого разговора».

Николай Сергеевич Борисов, д.и.н., заведующий кафедрой истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ, предложил порассуждать о природе сотрудничества и взаимодействия митрополита Петра и великого князя Ивана Калиты. «Почему начал митрополит поддерживать Москву? В силу близости жизненных ценностей и установок святителя и Калиты», – считает ученый. По его словам, святитель и великий князь «ставили общие цели для народа и страны, стремясь объединить Русь, сделать ее действительно православной землей». Святитель Петр, по словам Н.С. Борисова, был безусловным сторонником единства Русской Церкви, человеком высокой культуры, любителем книжности, борцом с ересями, сторонником чистоты Православия. Своим другом он избрал московского князя Ивана Калиту – человека огромного личного благочестия, набожного. Не даром летописцы называли его «Иван Добрый».

Заведующий кафедрой истории РПУ Борис Юрьевич Александров рассказал о роли Высоко-Петровского монастыря в истории России, его особой судьбе. Высоко-Петровский монастырь, как напомнил историк, сумел пережить все испытания, выпавшие на долю страны и Русской Церкви: он горел вместе со столицей более десяти раз, подвергался разграблениям и разгромам, во время войны 1812 года в монастыре заседал ставленник Наполеона, а у стен храма шли расстрелы непокорных москвичей. В ХХ веке на территории монастыря подпольно вела свою деятельность Московская Духовная академия.

Константин Леонидович Блаженов, замглавы Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы, обратился к собравшимся с призывом к сотрудничеству в возрождении Высоко-Петровского монастыря. По его словам, успешный опыт организации площадки для празднования Дня города на территории Высоко-Петровского монастыря 6 сентября 2014 года показывает, что обитель способна успешно встроиться в городскую жизнь и задавать тон общегородскому празднику.

Сергей Вячеславович Перевезенцев, д.и.н., профессор, декан историко-филологического факультета РПУ, рассказал о значении святительских трудов митрополита Петра в Москве, его провидческом видении великого будущего Москвы и его желании дать это великое будущее всей Русской земле. «Роль святителя Петра для духовной жизни Руси огромна», – подчеркнул С.В. Перевезенцев. Он напомнил, что саккос святителя, хранящийся в Оружейной палате, сшит из разных кусков материи, элементов ткани разных эпох по той причине, что в этом саккосе все время служили московские митрополиты и патриархи, ведь это считалось высочайшей честью. Поэтому саккос постоянно восстанавливали и обновляли. Так же и посох святителя Петра стал символом передачи первосвятительской власти в Москве. «Таким образом, митрополит Петр присутствует в жизни Московской епархии на протяжении многих столетий», – заключил профессор Перевезенцев.

Игумен Петр (Пиголь), духовник Высоко-Петровского монастыря, посвятил свой доклад рассуждению о русской святости на примере святителя Петра как первого московского святого. Сергей Юрьевич Житенев, кандидат культурологии, замдиректора по научной работе Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, рассказал о культурном наследии святителя Петра и о глубоком культурном эффекте, который оказал его судьбоносный выбор: «Для святителя и западные славянские земли, и южные, и северо-восточные были единой цивилизацией. Однако он выбирает Москву; Господь его наставил в том, что именно за этим родом Рюриковичей – будущее Русского государства».

Александр Николаевич Закатов, к.и.н., доцент кафедры истории Отечества, права и культуры МИИГАиК, директор канцелярии Главы Российского Императорского Дома, в своем докладе осветил основные вехи тесной исторической взаимосвязи между Высоко-Петровским монастырем и российскими монархами. В завершение выступления А.Н. Закатов передал наместнику Высоко-Петровского монастыря награду от Главы Российского Императорского Дома Великой княгини Марии Владимировны – бронзовую медаль «В память 400-летия Дома Романовых 1613–2013», учрежденную в ознаменование 400-летия восстановления российской государственности.

Также с докладами на круглом столе выступили Д.Я. Матвеенко, кандидат культурологии, старший научный сотрудник Центрального Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Е.Г. Балашова, специалист Синодального отдела религиозного образования и катехизации, М.Ю. Дронов, к.и.н., научный сотрудник отдела восточного славянства Института славяноведения РАН, член Руководящего центра ООД «За Веру и Отечество», Е.К. Никифоров, председатель общества «Радонеж».

Со словами благодарности ко всем экспертам, принявшим участие в круглом столе, от имени Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций обратился зампредседателя Комитета Александр Георгиевич Тарнавский.

Подводя итоги круглого стола, игумен Петр (Еремеев) отметил важность регулярного обращения к теме изучения первосвятительского наследия святителя Петра со стороны научного сообщества. По его словам, в течение юбилейного года, в преддверии торжеств в честь 700-летия Высоко-Петровского монастыря, в обители могут пройти научные конференции по темам, которые были затронуты в ходе данной экспертной дискуссии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Константино-Еленинский женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь