Архиепископ Феогност совершил Литургию в Зачатьевском монастыре

12 февраля 2015 года, в день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Предсе- датель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил раннюю Божественную литургию в храме Сошествия Святого Духа Зачатьевского ставропигиального женского монастыря.

За богослужением молились Заместитель  Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа) с сестрами, прихожане монастыря.

По окончании Литургии архиепископ Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Две книги: книга Ветхого Завета и книга Нового Завета. Два периода в истории человечества: Ветхий Завет – Закон Моисея,  и Новый Завет – Закон Христа Спасителя. Одно не противоречит другому, одно дополняет другое и одно не может существовать без другого.

В основе Ветхого Завета лежит страх. Страх Господень – начало премудрости (см. Пс. 110, 10). Простые и ясные слова. И говорится здесь не о животном страхе, а о страхе, который точнее можно назвать благоговением, страхе, который делает человека сильным. Сильным делает человека только такой – большой страх, который освобождает от малого страха. Это хождение пред Богом, ибо в основе поведения человека лежит чувство внутреннего несовершенства и слабости. И человек оглядывается то на небо, то на землю. И когда человек оглядывается на небо, то он выстраивается и становится правильнее, лучше, сильнее; когда человек оглядывается на землю, он мельтешит, суетится, спешит и – ошибается. Потому-то и Соломон, и другие пророки прорекли: “Страх Господень – начало премудрости”. Ибо кто Бога боится, – никого не боится. Большой страх освобождает нас от малых страхов. И тот, кто Бога боится, становится бесстрашным по отношению ко всем земным перипетиям.

В Новом Завете – наоборот? Нет, просто продолжение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4, 18). И еще: нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Не отменяется хождение пред Богом, но вводится новая заповедь, более сильная, более могущественная, – заповедь о самозабвении, ибо любовь и есть не что иное, как самозабвение. И любовь делает человека мужественным и сильным. Гордость делает человека пугливым и боязливым, ибо, когда человек гордится, это мания величия, а мания величия стоит рядом с манией преследования. И вот такие качели раскачиваются человеком: то он великий, то он ничтожный, то он великий, то он ничтожный. И человек, в конце концов, изнемогает от этой диавольской игры. И только тогда, когда мы забываем о себе, когда мы, помня о Боге и ходя пред Богом, вдруг начинаем понимать, что самая большая радость – это сопереживание в радости и горе тем, кто находится рядом с нами.

Я никогда не забуду (это было в Московской Духовной академии), когда приезжал блаженный архиепископ Афинский Иероним и наши студенты решили задать самый умный вопрос. А вопрос был такой: “Какая сегодня главная богословская проблема в Элладской Церкви?”

Ну что можно было ответить, о чем можно было говорить? Наверное, о богословии. И вдруг глава Церкви говорит: “Главная проблема – эгоизм”. Так просто и так ясно. Никаких высокопарных слов, никакой идеологии, никакой политики, никакого умствования, никакого интеллектуализма… Эгоизм – это самая главная проблема современного человека. И Евангелие – это прямо противоположное: это самозабвение, это любовь к ближнему, любовь к Богу, забвение себя. Человек по-настоящему может быть счастлив только тогда, когда он забывает о себе. И в этом путь к счастью, и в этом путь к богоугождению и богослужению.

И вот сегодня память трех Великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого.

Величайшие святители. И силы, и благодать, данные им Господом, были в них, потому что они Бога любили, не думали о себе. Они, как ветхозаветные пророки, никого не боялись в этой жизни: ни императоров, ни вельмож. Они ходили пред Богом, но, как последователи Христа Спасителя, как верные и истинные ученики Его, они и ближних любили больше самих себя, они забывали о себе. И в этом их сила, в этом их непреходящее значение. Их святоотеческое наследие велико благодаря тому, что они полюбили Бога и людей. И Господь им дал великую благодать.

И нас Господь призывает к любви, а не к жестокому укорению ближних, не к каким-то самоистязаниям, а к любви к ближнему, снисхождению до него.

В народе нашем говорили о псевдоправедниках: “По две обедни слушают да по две души кушают”. Как же важно, приходя в храм Божий и выходя из него, помнить, что основанием Ветхого и Нового Заветов, ибо Новый Завет на Ветхом основан, является хождение пред Богом, страх Господень. Основание Нового Завета – это любовь к ближнему, самозабвение, попрание своих выгод, интересов, это жизнь для близких, Церкви, Родины, своего народа, своей семьи, жизнь для той системы, в которой ты живешь, – это самозабвение. Именно это великое и спасительное чувство, великая и спасительная заповедь, которую оставили нам наши преподобные и богоносные отцы. Их же молитвами Господь да поможет нам прийти в разумение истины и быть ее достойными служителями, равно как и служителями любви. Аминь».

 


 

Материалы по теме

Публикации

Игумения Иулиания (Каледа)
Игумения Иулиания (Каледа)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Петропавловский мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь