В Иоанно-Предтеченском монастыре почтили память монахини-затворницы Досифеи

17 февраля 2015 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы молитвенно почтили 205-летие со дня кончины монахини-затворницы Досифеи.

В этот день в Иоанно-Предтеченской обители по окончании Божественной литургии была совершена панихида по монахине Досифее, затем сестры обители посетили Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Москвы, где поклонились мощам монахини-старицы.

Почитание подвижницы продолжает распространяться. Сестры и прихожане Иоанно-Предтеченского монастыря ожидают прославления во святых старицы Досифеи, перенесения честных мощей ее в родной монастырь.

Краткая справка

 Четверть века, с 1785 по 1810 годы, прожила затворница Досифея в тесной  келлии. Из них 12 лет полного затвора; по сути, это было заточение. После смерти императрицы Екатерины II, последовавшей 6/19 ноября 1796 года, условия ее содержания по высочайшему указу были изменены. Но монахиня Досифея, приобретшая к тому времени духовный опыт, не изменила привычный образ жизни, избрав добровольный затвор. Однако прослышав о ее подвижническом житии, толпы народа собирались у ее келлии. Матушка выслушивала просьбы и давала советы через окошко. И только в исключительных случаях, как это описано в житии преподобного Моисея Оптинского, прозорливая старица открывала свой затвор.

Последние 2–3 года затворница, по-видимому, изнемогала от болезни, почти никого не принимала, готовясь предстать пред Господом. О болезнях старицы следует сказать особо. В детстве она получила тяжелую травму позвоночника, постепенно вырос горб, образовался перекос в правую сторону, и матушка страдала от сильных болей.

За 25 лет в Ивановской обители сменилось три игумении. Первые годы заточения новопостриженную монахиню Досифею поддерживала, утешала и наставляла опытная  игумения Елисавета (Дмитриева). С 1800 по 1806 годы монастырем управляла игумения Мария, ее сменила игумения Елпидифора.

Духовником сестер первоначально был назначен иеромонах Богоявленского монастыря Серапион (+ 1793), а после его смерти сестры избрали иеромонаха Чудова монастыря Макария. Вполне вероятно, что именно эти отцы принимали исповедь затворницы и направляли ее в духовной жизни. Из рассказов современников известно, что митрополит Платон (Левшин) нередко сам лично посещал затворницу.

 Старице, наделенной многими духовными дарами, прозорливостью, рассуждением, было многое открыто, душа ее всецело устремлена была к Богу. Известен был ей и день ее кончины, случившейся 4/17 февраля 1810 года.

 Через два года, в 1812, монастырь был разорен французами. Келлия затворницы пришла в забвение. А в 60-х годах, когда началось строительство нового монастыря, все монастырские старые постройки были разобраны. Никаких следов ее пребывания в обители не сохранилось. Известно по плану XVIII века только то место, где рядом со святыми вратами с надвратным Казанским храмом находилась келлия подвижницы. 

 Несмотря на годы забвений, память о ней сохранилась до наших дней. Пришло время, появились ее почитатели. Постепенно открылась и ее роль в становлении старчества в знаменитой Оптиной пустыни. Сама же она продолжает оставаться таинственной затворницей, примером смирения и терпения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь