Миру – юроди, Богу – чада возлюбленная…

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь

Сегодня возле гробницы блаженной Марфы часто можно увидеть и семейные пары, и беременных женщин. Супруги, мечтающие о ребенке, молитвенно просят святую о помощи, а женщины на сносях – о благополучном разрешении от бремени. Направляет сюда своих духовных чад, у которых возникли проблемы с деторождением, и митрополит Истринский Арсений. В 2008 году (это был год 370-летия со дня кончины блаженной Марфы Московской) владыка отслужил здесь праздничную службу, и с тех пор святая покровительница Иоанно-Предтеченского монастыря стала настолько ему близка и дорога, что он рассказывает о ней верующим. Бездетные супруги приходят по его благословению, его подсказке и, как потом слышали сестры, получают просимое по силе своей веры.

Вообще начало традиции молиться в монастыре Спасителю, Божией Матери, святому Иоанну Предтече о даровании наследника положила Елена Глинская – супруга Великого князя Московского князя Василия III, которая в честь рождения долгожданного сына, будущего царя Ивана Грозного, и возвела эту обитель. Благословенный обычай пришелся по сердцу и первой царице династии Романовых Евдокии Лукьяновне (из рода Стрешневых). Супруга царя Михаила Романова особенно любила Ивановский монастырь, куда иногда в карете приезжала, а порой и пешком сюда приходила. Сначала царица бывала здесь одна, но когда подросли дети, стала брать их с собой.

«Царица Евдокия была супруга многочадная: в течение двенадцати лет (с 1628 по 1639 гг.) у нее было девять человек детей; при частой беременности она совершала путешествия в монастырь Ивановский», – пишет священник Василий Руднев, который с любовью и благоговением к памяти блаженной Марфы изложил все, что стало ему известно, в брошюре, изданной более 100 лет назад. Батюшка отмечает, что, стремясь избежать мирской славы, смиренная кроткая Марфа под видом юродства хотела скрыть подвиги своей благочестивой жизни, однако свет внутренних достоинств отражался в каждом ее слове и деле, и скоро ее узнали и стали уважать не только жившие с ней инокини, но и при царском дворе. Благочестивому правилу царицы Евдокии просить молитв блаженной Марфы о даровании детей, о благополучных родах последовали и другие женщины, царские подданные.

В 2012 году Иоанно-Предтеченский женский монастырь вновь переиздал уже 4-м тиражом брошюру отца Василия (позже принявшего монашеский сан с именем Тихон и назначенного наместником Свято-Данилова монастыря в Москве). В предисловии, написанном современными издателями, говорится, что блаженная Марфа была также известна своей помощью заключенным в узах и страдающим недугом пьянства. И особый покров и заботу она явила над своей разоренной обителью. «Не может исчезнуть с лица земли монастырь, имеющий таких молитвенниц, как блаженная Марфа, – сказано в предисловии. – Это было твердой верой тех стариц, что доживали свой век в разоренном монастыре и видели по ночам в старом соборе молящуюся схимницу».

В «Житии святой блаженной схимонахини Марфы Московской» читаем о том видении: «После 1812 года, когда монастырь, разоренный французами, был упразднен, в сохранившихся келиях остались доживать свой век четыре старицы. Они грустили, вспоминая о прежнем монастырском пении, богослужении, монастырских порядках, и, чтобы себя утешить, приходили иногда в ночное время к окнам храма помолиться. И что же? Видели они то храм освященным, то некую схимницу, молящуюся с воздетыми руками среди храма. Они были убеждены, что молящаяся схимница и есть Марфа и что по молитвам ее рано или поздно монастырь будет возобновлен. Это рассказывали они и местному причту, и другим тогдашним жителям и посетителям монастыря».

– Но если старицы видели схимницу Марфу в соборе как бы со стороны, то есть описание случая, когда она днем наяву явилась храмоздательнице монастыря Марии Александровне Мазуриной, – говорит инокиня Илария (Харченко).

Мария Александровна рассказывала составителю брошюры отцу Василию Рудневу, что как-то услышала в комнате шорох, где на полу и на стульях стояли новые иконы для иконостаса Ивановского монастыря. Смотрит: какая-то монахиня поднимает иконы с пола и ставит их на диван и стулья. Когда храмоздательница, оправившись после испуга, спросила: «Матушка, откуда ты?» - она услышала в ответ: «Я Марфа из Ивановского монастыря». Минуты через две все иконы были подняты, а монахиня стала невидима. Мазурина поняла, что этим видением ей было дано вразумление: нужно благоговейно обращаться с иконами, даже с неосвященными.

Интерьер храма в 19 векеХриста ради юродивая... Как тут не вспомнить слова апостола Павла из его послания к Коринфянам: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом»? Известно, что юродство – особый вид христианского подвига, одного из труднейших подвигов, возникло в Византии в VI веке, однако наибольшую известность приобрело в России, начиная с XIV века. Сколько их было в течение последующих веков, боголюбивых людей, ставивших задачу побороть в себе корень всех грехов – гордыню – и в иносказательной символической форме обличавших зло в мире?

Клирик Иоанно-Предтеченского монастыря иерей Авксентий Миминошвили, служащий в обители в наши дни, подчеркивает, что юродство – это призвание, благословение свыше. Он сравнивает его с лавиной:

– Юродивый – это по сути человек, который кричит в горах, вызывает на себя лавину. Лавина сходит, и тогда другие люди могут уже спокойно пройти.

Современники почитали, казалось бы, простую монахиню как духовную старицу еще при ее жизни. А после ее смерти, последовавшей в марте 1638 года, гроб схимонахини не был зарыт в землю – его поставили в монастырском соборе на полу, обложили кирпичом и украсили надгробием из белого камня. Такой чести обычно удостаивались великие князья, цари, архиереи. По предположению священника Василия Руднева, в погребении молитвенницы за первых представителей династии Романовых принимали участие царь и царица. Само монастырское начальство без разрешения высшей церковной власти не имело бы права так поступить. Достоверно известно, что через два года после кончины блаженной Марфы государь Российский Михаил Федорович, о котором современники отзывались как о христолюбивом самодержце, украшавшем себя постом и молитвою, правдою и целомудрием, чистотою и смиренномудрием, сделал богатый покров на гробницу схимонахини Марфы.

Интерьер собора конца 19 века Отец Василий Руднев пишет, что двести двадцать два года мирно почивали останки блаженной Марфы в древнем храме Ивановского монастыря, и невозможно было подумать, что когда-нибудь кто-либо коснется их. Бог судил восстановить сгоревшее во время захвата Москвы наполеоновскими войсками тихое пристанище девственниц-молитвенниц, и монастырь, упраздненный в 1813 году, в течение двадцати лет (1859–1879 гг.) был весь перестроен. А когда потребовалось разобрать старый храм, возник вопрос: как поступить с гробом и останками схимонахини Марфы? Опустить ли их в могилу или куда-то на время перенести? Храмоздательница обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову), и Святитель сказал: «Более двухсот лет она почивает в храме; кто же мы, чтобы лишать ее этой чести? Как почивает она теперь в старом храме, так нужно упокоить ее и в новом».

...Мы стоим возле мраморной гробницы блаженной схимонахини Марфы Московской с насельницей Иоанно-Предтеченского монастыря инокиней Иннокентией (Сороколетовой). Белый мрамор усыпан лепестками живых цветов. На гробнице – икона из мозаики, сделанная современным иконописцем Ларисой Корец. Мать Иннокентия рассказывает:

– Сестрам особенно памятен случай, когда одна итальянская фирма взялась сделать для нашего собора иконостас из мрамора. И такие искушении пошли! Везти мрамор в Москву из знаменитых древних карьеров Каррары и резать его на месте было невозможно – он бы моментально раскрошился. Поэтому итальянцы трудились у себя на родине. Но, видимо, специалисты не имели достаточного опыта или навыка подобных работ – целых два года они никак не могли выйти на то качество, которое нам требовалось. В общем, как ни печально, но дело застыло на мертвой точке. И тогда наша настоятельница – игумения Афанасия (Грошева) – благословила сестер отслужить три молебна блаженной Марфе, покровительнице обители. И как только мы их отслужили, тут же нашлась в Италии другая фирма, которая оперативно приступила к работе и сделала все, как надо.

Мощи под спудом св.МарфыА другие примеры чудес по молитвам к блаженной схимонахине Марфе Московской произошли в семье, живущей в одном из российских провинциальных городов. Женщина просила не называть ни ее имени, ни место жительства. Скажу лишь одно: мы хорошо с ней знакомы по письмам, которые она присылала в монастырь, по телефонным разговорам. Как в часовню блаженной Ксении Петербургской люди идут помолиться святой и многие оставляют ей записочки с просьбами, так и у нас в монастыре под мозаичную икону блаженной Марфы Московской верующие тоже кладут записки. Пожалуй, где-то на протяжении двух лет приходили от той женщины письма с просьбой подложить ее записки под икону святой, которую она особо почитает. Совсем недавно мы узнали, что ее просьба заключалась в том, чтобы племянник, захотевший поступить на экономический факультет в один из престижных пражских вузов, поступил туда. Хотя окружающим это казалось нереальным: денег для поступления требовалось очень много, а семья была вовсе не из богатых. Но тетя усердно молилась блаженной за любимого племянника, родившегося, к слову сказать, 14 марта – в день памяти святой схимонахини Марфы Московской. И он на удивление всем поступил! Без всяких денег и даже без одной бумаги, которая требовалась при поступлении...

Два удивительных случая произошло и с мамой той женщины. Причем ее мама – человек, далекий от веры. Однако мы видим, как пламенная вера ее дочери помогла маме преодолеть тяжелые болезни. У нее было в почках три камня. Дочь, с которой мы имели заочное общение, подала записки о здравии мамы на «сестринское правило» и Псалтирь. И постоянно писала записки блаженной Марфе. Прошло время. У мамы два камня вышли – совершенно безболезненно, а один бесследно исчез. Врачи только руками разводили, не понимая, как такое могло произойти. Не могли они понять и другого чуда, когда эта пожилая женщина впала в кому (что случилось значительно позже) и прогноз был самым неутешительным. Но в праздник Светлого Христова Воскресения пациентка очнулась. Когда дочь пришла в больницу, то увидела в палате матери врачей и медсестер, которые не могли сдержать эмоций, и кто-то из них со всей непосредственностью громко сказал: «Глянь-ка, бабка-то встала!» Мама той женщины обрела в себе силы жить дальше, и усердная богомолка из провинциального российского городка уверена: это случилось по молитвенному предстательству блаженной Марфы Московской.

Хотя гробница схимонахини Марфы пуста, молебны у нее служатся каждую неделю. Где сейчас находятся честные мощи святой, неизвестно. После закрытия собора и выселения более ста насельниц монастыря с игуменией из обители община верующих обратилась в административный отдел Мосгубисполкома с просьбой разрешить перезахоронение мощей блаженной Марфы. Их разрешили перезахоронить на Ваганьковском кладбище.

– Мы занимались поиском мощей, – сообщает инокиня Илария (Харченко). – И на Ваганьковском кладбище, и здесь, на территории монастыря. Пока не нашли, но не теряем надежды, что святая покровительница обители сама все устроит. Для нас главное, что после того, как по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001 году имя блаженной Марфы было внесено в святцы для церковного почитания в Московской епархии, с тех пор и монашествующие, и миряне молятся ей как святой: «Святая блаженная мати наша Марфо, моли Бога о нас!»

Остается добавить, что на официальном сайте Иоанно-Предтеченского монастыря в разделе «Видео» помещен фильм «Вера. Надежда. Любовь», созданный творческим коллективом телеканала «Доверие». Смотришь кадр за кадром, и словно бы оживают страницы далекой истории Отечества и монастыря. Здесь прошлое тесно переплетается с днем сегодняшним. Думается, этот проникновенный фильм, снятый с любовью и благоговейным отношением к дивной московской святой, способен заинтересовать многих людей. Способен подарить утешение тем, кто живет далеко от Москвы и не имеет возможности побывать в этой древней обители столицы и поклониться ее святым покровителям.

Автор: Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков


Материалы по теме

Новости

Публикации

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь Москвы
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь Москвы
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский монастырь

Монастыри

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
109028, Россия, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
109028, Россия, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь