7 марта 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на подворье Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в деревне Барвихе в сестринском корпусе состоялось малое освящение домового храма в честь Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.
Чин малого освящения храма в честь Святителя Григория Паламы и Божественную литургию иерейским чином совершил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.
Его Высокопреосвященству сослужили священники обители, а также сотрудник Синодального отдела по монастырям и монашеству протоиерей Павел Великанов.
За богослужением молились Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа) с сестрами, благотворители, прихожане и гости обители.
По окончании богослужения архиепископ Феогност поздравил настоятельницу обители и сестер с малым освящением храма и обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы совершили малое освящение храма на подворье Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, храма в честь Святителя Григория Паламы, афонского монаха, истинного молитвенника, проповедника молитвы и учителя о нетварном свете.
Наверное, для каждого человека, который может назвать себя здравым, самым главным является молитва. Нет, мы говорим не только о правиле молитвенном, мы говорим о нашем тайном келейном богообщении, об общении с Тем, Кто сотворил нас и Кто спас нас. Наверное, нет ничего важнее такой молитвы. Но мы так мало знаем об этой молитве, и чаще для нас молитва – некая обязанность, дань, которую мы приносим Богу. Но молитва – это не дань и не жертва, молитва – это дыхание нашего сердца, это движение нашего ума.
Человек сознательно или бессознательно всегда вновь и вновь обращается к Тому, Кого называет "Господи": "Господи, помоги! Господи, укрепи! Господи, вразуми!" Подобно тому, как человек, который рождается на свет, должен научиться говорить. Но умение говорить включает в себя не только умение делать определенные движения языком, но еще и умение слушать. Если человек разговаривает и не слышит, он больше похож на сумасшедшего, на больного, ибо в разговоре часто бывает важнее услышать другого человека, а не самому что-то сказать.
Когда мы общаемся с Богом, важнее не наши слова, которые мы часто произносим; нам Господь говорит: "А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны" (Мф. 6, 7). Господь нас учит краткости в молитве, а все остальное... Об остальном сказал пророк Давид: "Упразднитесь и разумейте" (Пс. 45). То есть проговорился, высказал, а дальше не спеши бежать, остановись и попытайся услышать, что же Господь говорит тебе. Но для этого нужно полюбить тишину.
Пророк Илия бежал от своей гонительницы царицы Иезавели, оказался на горе Хориве, и там ему было откровение, что он увидит Господа, услышит Его и было такое предупреждение, предостережение, что будет бурный ветер, но не там Господь. Будет землетрясение, но не там Господь. Будет огонь, но не там Господь, а далее слова, которые трудно перевести на русский, а на церковнославянском они звучат красиво: "Дыхание хлада тонко". То есть такая тишина, и в этой тишине легкое, едва уловимое движение, и там будет Господь.
Так и мы, когда молимся, говорим. Кто-то больше, кто-то меньше, но мало кто останавливается после того, что проговорил, и пытается услышать, а что же нам отвечает Тот, к Кому мы обращаемся. И да поможет нам Господь учиться не только молиться, но учиться и слушать. И второе, наверное, гораздо важнее первого.
Дорогая матушка Ииумения, сестры, поздравляю вас! Еще одна лампадочка, еще один алтарь Божий, тем более в честь учителя умной молитвы, учителя о нетварном свете святителя Григория Паламы. Его же молитвами Господь учит нас не только молитве, но и тишине. А в этой тишине даст Бог каждому услышать Господа и услышать, что же Он хочет от каждого из нас. А исполнить гораздо проще, – главное, услышать».
Краткая справка
Мысль об устроении храма на подворье Зачатьевского монастыря в деревне Барвихе возникла около года назад. Через некоторое время игумения Иулиания решила посвятить его Святителю Григорию Паламе как наставнику монашествующих в трезвении и умной молитве.
Святитель Григорий Палама по духу и времени был близок со святителем Алексием, основателем Зачатьевского монастыря, и преподобным Сергием, а значит, близок и монастырю.
Благословение на освящение храма было получено от Святейшего Патриарха Кирилла во время визита Его Святейшества во вторник первой седмицы Великого поста в Зачатьевскую обитель.
К этому времени за короткий срок был сделан временный иконостас, заказаны Престол и жертвенник. Была написана ростовая икона святителя Григория Паламы, которая была помещена в местный ряд иконостаса. В храме на аналое хранится частица мощей святителя Григория. Храм расположен в помещении трапезной.