Архиепископ Феогност совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Стефано-Махрищском монастыре

3 апреля 2015 года, в пятницу шестой седмицы Великого поста, в день памяти прп. Иакова, епископа и исповедника, Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре возглавил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики Троице-Сергиевой лавры, духовенство Стефано-Махрищской обители.

За Литургией Преждеосвященных Даров византийским распевом пел сестринский хор Стефано-Махрищского монастыря.

По окончании богослужения владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца  и Сына и Святого Духа!

Завтра, в Лазареву субботу, заканчивается Святая Великая Четыредесятница. Как сегодня в стихире мы слышали, «душеспасительную Четыредесятницу совершив». Душеспасительную, то есть спасительную для души.

В течение целого года мы встречаемся с разными обстоятельствами, разными трудностями, и жизнь, внешние обстоятельства, часто выбивают нас из колеи. Мы на какое-то время забываем о том, что же мы должны делать в этой жизни, зачем мы живем. Какое великое благо – пост, Святая Великая Четыредесятница. Наверное, нет человека, который бы, пребывая в Церкви Христовой, посещая храм Божий, а особенно живя в монастыре, не ощутил бы на себе это удивительное влияние, которое Четыредесятница на человека оказывает. Это прежде всего понимание правды Христовой. Ибо без понимания этой правды мы не можем понять и другой правды.

Сегодня в паремии мы слышали слова о том, что угождение может быть суетным, а правда может быть ложной. Как понять эти слова? Очень просто. Человек в этой жизни угождать должен только Богу. Мы друг другу служим не угождая, а примиряясь друг с другом, по апостолу Павлу, носим тяготы друг друга, чтобы исполнить закон Христов. Каждый человек, живущий в Церкви, понимает свои немощи, видит свои грехи. И когда он это осознает, то, встречаясь с грехом, болезнью ближнего, такой человек не осуждает ближнего, а старается понести его немощи. Тайна Церкви заключается именно в том, что мы должны носить немощи друг друга. Когда мы носим немощи друг друга, тогда мы сильны во Христе, тогда нам ничто не угрожает, тогда мы все можем преодолеть. И наоборот, когда мы забываем о своих грехах и видим немощи окружающих, подчеркиваем их – это глубокая внутренняя неправда. Мы пытаемся очернить других, чтобы обелить себя самих. Ибо зачем нам еще осуждать других как не для того, чтобы подчеркнуть: я-то все-таки лучше. Но это не жизнь во Христе, это не путь святых отцов. Наоборот, видя немощь ближнего, мы покрываем эту немощь и помогаем человеку жить с той болезнью, которая у него есть. Когда же мы любовью эту болезнь покрываем, то человек сам начинает бороться с этой болезнью, сам начинает преодолевать эту немощь и неправду в себе.

Мы можем изменить внешний мир только тогда, когда мы меняем себя. Только тогда, когда мы меняем себя, строги к себе и снисходительны к ближним, тогда меняется мир вокруг нас. "Спасись сам, и вокруг тебя тысячи спасутся", – святоотеческие слова преподобного Серафима Саровского: когда мы так живем, тогда наша доброта неложна и наше угождение не суетно. И пост, Четыредесятница, есть не что иное, как внутреннее понимание своей неправды, внутреннее понимание немощи ближних и стремление преодолеть свою неправду и понести немощи ближних, не осудить, а понести. Как только мы перестаем осуждать ближних, как только мы перестаем злословить, лицемерить, наша жизнь изменяется. Нам становится жить гораздо легче, у нас больше радости, и нет у нас уже уныния и грусти. И, наоборот, когда мы только то и делаем, что осуждаем других для того, чтобы оправдать самих себя, тогда наше угождение Богу суетно, наша правда – лжива, ибо нет правды в осуждении ближних.

Заканчивается Четыредесятница, уже в воскресенье вечером мы вступим в Страстную седмицу. Быстро пройдут эти дни, мы многому научимся, многое поймем в эти дни, наступит Пасха, и очень важно нам в той радости, которая будет в Пасхальные дни, хранить воздержание. Хранить воздержание в радости и помнить благословенные дни Святой Четыредесятницы, чтобы те уроки, которые мы получили во время Святого Великого поста, были нашими и помогали нам решать те задачи, преодолевать те трудности, которые вновь и вновь будут вставать перед нами.

Да поможет нам Господь сохранить то доброе начало, тот добрый настрой, который дала нам Святая Великая Четыредесятница. Чтобы хватило нам этого до будущей Четыредесятницы, чтобы не оскудела наша вера, чтобы мы не забыли о правде Христовой, чтобы мы всегда помнили о том, что гордым Бог противится, а смиренными Он прославляется, и то, что, осуждая ближних, мы от себя отвращаем благословение Божие. И, наоборот, когда мы молимся за ближнего, несем его тяготы, тогда только благословение Божие будет обильно почивать на нас и тогда нам многое будет открываться, и путь наш будет путем во Христе, а не путем эгоизма и самолюбия, когда мы только прикрываемся Христом. Аминь». 


Материалы по теме

Монастыри

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Владимирская область, Александровский район, село Махра
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Владимирская область, Александровский район, село Махра

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Воскресенский Новодевичий монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь