Архиепископ Феогност совершил Литургию в Богородице-Рождественском монастыре

4 сентября 2019 года, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы и день памяти прп. Исаакия Оптинского, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители.

За богослужением молились настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова), заместитель министра финансов российской Федерации А.Ю. Иванов, помощник председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия С.А. Анохина, заведующая канцелярией Синодального отдела по монастырям и монашеству Г.В. Филиппова, насельницы и прихожане обители.

По окончании богослужения Высокопреосвященнейший владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

"Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть" (Мф. 5, 48). Высота этой заповеди кажется недостижимой, а сама она – неосуществимой. И это, действительно, так. Но в стремлении к этому мы продвигаемся и становимся лучше, чем мы есть сегодня.

Для того, чтобы понять смысл заповеди, нужно вспомнить о том, как Господь говорит о том, что солнце светит и на злых, и на добрых одинаково, а дождь поливает землю и грешных, и святых (см.: Мф. 5, 45). Судя по этим словам, мы должны одинаково относиться ко всем. Но это не бывает так, потому что любовь не есть вседозволенность, а доброта не есть безнаказанность.

Если родители любят своих детей, то наказывают их; если же они не будут наказывать, то дети вырастут беспризорными и обреченными на погибель. Именно в силу любви родители наказывают своих детей, чтобы они стали лучше.

Господь при нашем несовершенстве и часто непотребстве любит нас. Но эта любовь проявляется не только тогда, когда Он нас милует и ласкает, но и тогда, когда Он нас наказывает. Важно понять, что в основе наказания Господа лежит Его любовь к нам. И, как говорит премудрый Соломон, "кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему" (Притч. 3, 12).

При высоте заповеди о любви к ближним нужно всегда помнить, что любовь должна быть во здравие и спасение. И, когда человек любит, это не значит, что он хочет понравиться. Часто любящий человек делает больно другому. Проходят годы, и мы начинаем понимать, каким благом был тот урок. Хороший учитель – это не тот учитель, который нравится сегодня, а тот, которого человек вспоминает через десятилетия и понимает, что именно он был хорошим учителем. Но самый лучший Учитель – это Господь.

Когда мы говорим о благодарении и вере, то нужно понимать, что вера – это не знание, а вверенность Богу. Тогда, когда мы не понимаем, что происходит, но верим, что происходящее ведет ко благу, во здравие и спасение, вера бывает для нас своего рода спасательным кругом. Когда мы принимаем происходящее с верой, одновременно происходит и наш духовный рост. Он начинается тогда, когда мы выходим из привычной системы координат, оказываемся в непривычной для нас обстановке и всё ново и непривычно для нас. И здесь нужно поверить не в Бога, а Богу, в то, что Он делает всё это из любви к нам. И мы должны так же относиться к ближним в том случае, когда необходимо проявить любовь нравоучением, наказанием, строгими мерами, а они не понимают, что боль, которую мы им причиняем, является проявлением нашей любви к ним. Если мы не ищем от ближних любви, а ищем их блага, то со временем они поймут и будут благодарить точно так же, как мы сегодня благодарим многих наших учителей, не только учителей школьных или профессионального образования, но и учителей по жизни – людей, с которыми когда-то встречались и они были достаточно жестки, требовательны и справедливы по отношению к нам. Именно их мы с любовью и вспоминаем.

Да поможет нам Господь стремиться к совершенству, даже если мы его и не достигнем, и никогда не искать в любви взаимности и благодарности. В любви есть стремление помочь ближнему, самозабвение и понимание того, что близкий человек со временем нас поймет. А если он и далек от этого понимания, будем молиться и надеяться, что он со временем всё же поймет, что наказание было проявлением высшей любви. Аминь».

 

Материалы по теме

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Петропавловский мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь