5 февраля 2020 года, в день памяти священномученика Климента, епископа Анкирского, и мученика Агафангела, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители.
В храме молились настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова); заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа); заместитель министра финансов Российской Федерации А.Ю. Иванов; насельницы и прихожане обители.
По завершении богослужения Высокопреосвященнейший владыка Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Святая Великая Четыредесятница вместе со Страстной седмицей проходит за полтора месяца, а подготовка к ней начинается за месяц. И в это воскресенье уже читали Евангелие о Закхее; в следующие мы услышим Евангелия о мытаре и фарисее, блудном сыне, Страшном Суде, и наконец наступит Прощеное воскресенье. Но именно с евангельского чтения о Закхее мы начинаем подготовку к Великому посту – Святой и Великой Четыредесятнице.
Каждое евангельское чтение имеет глубочайший смысл. Оно подготавливает нас к тому, чтобы мы правильно восприняли пост: не как формальность или некое обременение и узы, а как необходимое условие нашего духовного развития и спасения.
Евангелие о Закхее можно предварить теми же словами, что и проповедь святого Иоанна Крестителя: "Сотворите же достойный плод покаяния" (Мф. 3:8). У покаяния должен быть плод, и для каждого он свой. Когда Закхей сподобился того, что к нему пришел Сам Господь, окружавшие люди осудили Христа: "К кому Он пошел? Он пошел к грешному, грязному, чужому для нашего народа человеку". Интересна реакция на это Закхея. Есть такое понятие, как честь. И вот этому человеку стало больно: он понимал, что из-за него хулят Господа. Его самого в данный момент никто не обличал, к нему не было никаких претензий от окружающих, но ему стало больно, что Господь к нему пришел, а Его за это осудили. И это подвигло Закхея на такой замечательный поступок: "Се пол-имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею" (Лк. 19:8). Он мгновенно отказался от всего своего состояния, потому что понял: именно из-за него хулят Господа.
Как важно для нас это понимать! Говоря о славе, мы произносим: "Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу" (Пс. 113:9). А когда из-за нас начинают хулить Господа – как это страшно! Но ведь такое бывает. Каждый из нас дает повод похулить Господа. И Закхей для всех нас является примером того, как дорожить тем, что Господь пришел к нам, что Он у нас, а мы с Ним. И наше покаяние должно быть в осознании того, что Господь из-за нас подвергается хуле, насмешке и поруганию.
Да поможет нам Господь, каждому на своем месте, всегда понимать, что на нас смотрят, как смотрели и на Закхея. Когда к Закхею идет Господь, а он идет ко Христу, все рассуждают: "К кому Господь пришел – к этому негодяю?!" И каждый, кто осознает себя таковым, пусть в покаянии скажет: "Господи, всё, что у меня есть, отдам, только бы Твое Имя не хулилось!" Аминь».