25 ноября 2015 года, в день празднования иконы Божией Матери «Милостивая», Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност возглавил Божественную литургию в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре Москвы.
Его Высокопреосвященству сослужили: Руководитель информационной службы Отдела, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов); настоятель храма Троицы Живоначальной на Грязях у Покровских ворот протоиерей Иоанн Каледа; духовенство обители.
За богослужением молились: Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Иулиания (Каледа); член Комиссии Отдела, настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Викторина (Перминова); настоятельница Петропавловского женского монастыря г. Юрьев-Польского Александровской епархии игумения Серафима (Ващинская); настоятельница Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря Вяземского района Смоленской епархии игумения Ангелина (Нестерова).
По окончании Литургии Высокопреосвященнейший Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В день памяти иконы Божией Матери "Милостивая" хочется поделиться радостью, и эта радость наша общая. Радость наша в том, что у нас есть Заступница Усердная рода христианского – Взбранная Воевода. К Ней мы обращаемся в скорбях, к Ней мы обращаемся с благодарностью в радостях, и в этом – свидетельство нашей веры, ибо не может у человека в жизни быть только приятное, не может быть только то, чего мы хотим. Господь и Матерь Божия дают нам не только то, что нам нужно, но и то, что нам полезно. Потому-то, когда мы обращаемся с сердечной молитвой к образу Матери Божией и просим у Нее каких-то для себя благ и не всегда получаем, в этом есть свидетельство либо нашего смирения и веры, либо нашей гордыни. Есть люди, которые обижаются, когда не получают, чего хотят, ибо они не понимают, что не все полезно из того, о чем мы просим.
Наш разум расколот, и мы все делим на добро и зло. Вспомним первые страницы Священного Писания и вспомним о том, как описывалось прегрешение наших прародителей и в чем оно состояло. До грехопадения Адам и Ева были совершенны и воспринимали мир целостно, и Господь предостерег их: "От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт. 2, 16–17). Когда они вкусили от этого древа, они действительно умерли, перестали видеть мир целостным. Адам испугался своей наготы и спрятался в райском саду, как будто он не знал о том, что от Бога спрятаться нельзя.
Эта нецелостность, раздробленность, эта попытка найти правду, борьба между добром и злом и есть наследие наших прародителей. На самом деле мир целостен, и нам полезно не только добро. То зло, что нам посылается, необходимо для нашего совершенства, для нашего спасения. И благословен человек, который с благодарностью воспринимает все, что Господь посылает. Именно в этом есть свидетельство нашей веры, и вера вновь делает нас целостными. Именно вера. И мы в этой вере, что бы с нами ни происходило, говорим: "Ты прав, что так судил. Благословен Господь! Буди имя Господне благословенно!" Мы делаем все, что от нас зависит, но с благодарностью воспринимаем и все, что к нам приходит.
Есть хорошая, мудрая, выстраданная нашим народом пословица: "Покорись беде, и беда тебе покорится". Для того, чтобы преодолеть беду, нужно пройти по беде. В слове победа корень – беда. Нужно пройти беду с благодарностью Богу, и тогда ты станешь сильнее, ты будешь мудрее, но для этого нужно вновь вернуться к тому целостному миросозерцанию, которое было у человека. Именно вера вновь делает нас целостными. В вере мы снова воспринимаем мир как благо, и в этом – наш путь, в этом – благословение, данное нам от Бога, дабы мы преодолели наследие греха, который идет к нам из глубины веков, из Райского сада, когда наши предки пытались понять и разделить мир на доброе и злое.
Мы Бога за все благодарим, но делаем в своей жизни только доброе. Когда же делаем то, что не добро, у нас есть великое Таинство Покаяния. Когда мы на исповеди проговариваем свой грех, а потом в жизни исправляем его, именно в этом и есть подвиг, именно в этом и есть духовная жизнь.
Духовная жизнь – не в каких-то внешних атрибутах, духовная жизнь – в покаянии, в преодолении первородного греха, в стремлении к целостности, в стремлении вновь обрести полноту веры. А в вере человек бессмертен, в вере человек бесстрашен, в вере человек всемогущ, ибо Господь нам еще в Евангелии сказал: "Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет" (Мк. 11, 23). Вера – это великая сила, но это не пожелание, не стремление. Вера – это всецелая преданность Богу. Вера – это хождение пред Богом. Вера – это полнота и красота жизни. Молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых Господь да поможет нам обрести эту полноту, но не пугаться и не отчаиваться, когда мы далеки от цели, ибо этот путь длиной во всю жизнь. И да даст нам Господь эту жизнь, чтобы к концу ее нам обрести эту полноту. Аминь».
Затем архиепископ Феогност передал от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла первосвятительское благословение и поздравление с днем памяти иконы Божией Матери «Милостивая» игумении Иулиании, сестрам и паломникам обители.
Его Высокопреосвященство также поздравил от имени Святейшего Патриарха Кирилла настоятельницу Зачатьевского ставропигиального женского монастыря с 16-летием пребывания в игуменском сане.
По поручению Предстоятеля Русской Православной Церкви владыка Феогност вручил орден Преподобного Серафима Саровского III степени А.Ю. Туголукову, управляющему директору туроператорской компании «Библио Глобус».
Председателю Совета директоров ОАО «Промсвязьбанк» А.Н. Ананьеву архиепископ Феогност передал от Святейшего Патриарха Кирилла Корсунский образ Пресвятой Богородицы и слова благодарности за помощь в воссоздании собора Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря.