25 марта 2016 года, пятницу второй седмицы Великого поста, в день памяти прп. Феофана исповедника, Сигрианского, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преподобного Стефана Махрищского Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство Троице-Сергиевой лавры, священники Стефано-Махрищского монастыря.
Высокопреосвященнейший владыка совершил Литургию иерейским чином.
За богослужением пел сестринский хор Стефано-Махрищской обители.
По окончании Божественной литургии архиепископ Феогност обратился к прихожанам и сестрам с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого духа!
Святые Отцы говорят об умной молитве. И мы неоднократно читали, слышали о том, что есть умная молитва. Но мало кто задумывается о том, что же такое умная молитва. Давайте попробуем разобраться в этом важном для каждого из нас и очень трудном понятии “умная молитва“.
У нас есть мысль, мысль человеческая как продукт нашего мозга, у нас есть слово и у нас есть дело. И, как правило, большинство людей думают “от ветра головы своея“ – такое вольное народное выражение, – говорят что ни поподя, а делают и сами не понимают что и зачем. Именно поэтому так много бед, так много скорбей, так много неправды в нашей жизни. Потому что ум не пронизывает нашу мысль, наше слово, наше дело.
И наша мысль – об этом очень образно сказал Иисус, сын Сирахов: “Сердце глупого – колесо в колеснице, вращающаяся ось – это мысль его“ (Сирах. 33, 5). Человек не может остановить поток своих мыслей. И даже находясь в храме, человек продолжает вращаться своей мыслью совсем далеко от храма и, понимая это, не может ничего с собой сделать. Точно так же и наш язык. Как часто мы скорбим по поводу того, как оскорбляют нас языком другие, как часто мы скорбим, понимая, что сказали что-то лишнее, как часто мы жалеем о том, что мы сделали, – и все это только потому, что Божественный Дух не пронизывает наше человеческое существо. Мы отказываемся от этого. Поэтому святые Отцы осознали и на практике исполнили умную молитву. Такая молитва, которая просвещает наши мысли, такая молитва, которая, как сегодня, на Преждеосвященной Литургии, пелось: “Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих“ (Пс. 140, 3), – вот такая умная молитва заграждает наши уста. И наши действия, бессмысленные, беспорядочные, могут быть упорядочены умной молитвой.
Всякому человеку, который живет на земле полезно, важно и необходимо молиться умной молитвой, но наипаче к этому должны стремиться монахи, ибо для нас это задача номер один, это та самая цель, ради которой мы и пришли. Потому что только в монастыре можно воистину освободиться от всякого житейского попечения и предаться умной молитве. И тогда, когда у вас это не получается, тогда, когда мы останавливаемся и ничего не можем, не можем продвинуться на этом пути, не надо отчаиваться, не надо унывать, ведь все доброе – в труде. Как у Соломона, “все вещи – в труде“ (Еккл. 1, 8). И когда изо дня в день, из седмицы в седмицу, из месяца в месяц, из года в год мы будем упражняться в умной молитве, то мы продвинемся на этом пути, а если откажемся и будем нерадеть об этом, то горе нам, ибо о таких людях сказано: “Души, которые не обуздываются духом и не управляются умом, который бы остепенял, удерживал и направлял (куда следует) страсти их, погибают как неразумные животные, потому что дух у них увлекаем бывает страстьми как кучер лошадьми, которые вышли у него из повиновения“ (прп. Антоний Великий). И да поможет нам Господь встать на путь делания умной молитвы. Аминь».